Мир русского слова. 2014. № 1

2014-1-200

pdf_read_rus1

ОФИЦИАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

План мероприятий РОПРЯЛ на 2014 год

План мероприятий МАПРЯЛ на 2014 год

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

Е. Э. Пчелинцева
О выщипе цветов и выдерге травы, или Спор об уместности употребления в русском языке отглагольных имен
В статье исследуются функции транспозиции, анализируются причины выбора отглагольного имени действия в связи с его ролью в актуальном членении речи, особенности употребления девербативов в современной русской речи.
Ключевые слова: отглагольное имя действия, девербатив, транспозиция.

Ю. М. Коняева
Выражение диалогичности в PR-тексте (на материале байлайнера)
Статья посвящена изучению диалогической природы PR-текста. Материалом для исследования послужили тексты, написанные в жанре байлайнера. В качестве основных маркеров диалогичности выделены адресованность текста, выраженность в нем речевых позиций всех участников коммуникации, а также собственно языковые средства выражения диалогических отношений.
Ключевые слова: PR-текст, диалогичность, адресованность и ответность, речевая позиция.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Е. Ю. Гончарук, Е. В. Калачинская, Ю. О. Коновалова
Прецедентные феномены в сознании российских студентов (по результатам исследования их культурной грамотности)
В статье рассматривается специфика отражения в сознании российских студентов прецедентных феноменов как явления национальной культуры. Исследование проводится в рамках изучения культурной грамотности учащихся и создания словаря культурной грамотности. В число анализируемых элементов фоновых знаний студентов включены персоналии, названия, высказывания, исторические события, имеющие отношение к России.
Ключевые слова: культурная грамотность, фоновые знания, образовательный процесс, прецедентные феномены, анкетирование студентов.

А. В. Васильева
Диссентеры, диссиденты, правозащитники, инакомыслящие…: к вопросу о «диалоге» соседствующих понятий в общественных науках
В данной статье рассматривается вопрос о соотношении близких понятий, которые используются в культурологии, философии, культурной антропологии, политологии, публицистике и др. областях для обозначения контркультурных явлений, типичных для социалистических обществ второй половины ХХ века. В статье анализируются не только общепринятые термины, но и авторские, образные наименования.
Ключевые слова: оппозиционная культура, контркультурные движения, официальная культура, диссентеры, диссиденты, инакомыслящие, правозащитники, оппозиционная интеллигенция, творческая интеллигенция.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА

Н. А. Азаренко
Христологическая метафоризация персонажей как способ организации романа Ф. М. Достоевского «Идиот»: языковая аргументация
В статье анализируется языковое представление творческой метафоры «князь Мышкин есть Христос» в тексте романа Ф. М. Достоевского «Идиот». Посредством адекватной авторскому замыслу дешифровки названной метафорической модели может быть исследована не только православная картина мира самого Достоевского, но и тот смысл, который писатель хотел донести до читателей посредством второго романа «Великого Пятикнижия».
Ключевые слова: когнитивная метафора, метафорическая модель, картина мира, Христос.

Е. В. Войналович
Роман И. С. Шмелева «Няня из Москвы» как источник сведений о народных взглядах на бытовую жизнь в России и эмиграции: кулинарный и предметный культурные коды
Произведение И. С. Шмелева «Няня из Москвы» является источником ценной информации о дореволюционном устройстве жизни русского человека, традиционной пищевой культуре, бытовых привычках. Кроме того, в романе имеются сведения о народных взглядах на жизнь послереволюционной России и эмиграции. В статье проанализированы субстантивные наименования артефактов в романе И. С. Шмелева «Няня из Москвы». Исследование выполнено с привлечением стилометрического метода на основе анализа конкордансов. Выделяются и рассматриваются подгруппы субстантивов с инвариантным значением «артефакт»: наименование пищи и одежды.
Ключевые слова: лингвостилистика, И. С. Шмелев, статистическая стилистика, артефакт, культурный код.

Чжу Хунцюн
Столетняя история восприятия «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева в Китае
Статья посвящена столетней истории «Senilia, стихотворения в прозе, 1878–1882» И. Тургенева в Китае. С 1915 по 2013 г., исключая особые периоды (1950–1979), на протяжении ста лет «Стихотворения в прозе» Тургенева популярны благодаря художественному мастерству и философской синкретичности. Они постоянно переводятся, переиздаются, изучаются и стали неповторимым феноменом китайско-русских литературных связей.
Ключевые слова: «Стихотворения в прозе», И. С. Тургенев, восприятие, Китай.

Н. В. Малинина
Устная речь в тексте современного русского рассказа
В статье рассматриваются языковые особенности современного рассказа, ориентированного на устную речь, которая привносит в текст специфику своей структуры, не нарушая при этом принципов построения художественного текста.
Ключевые слова: устная речь, художественный текст, языковые особенности современного рассказа.

Ю. А. Орлова
Образы и смыслы в повести М. Алданова «Бельведерский торс»
Автор статьи исследует повесть М. Алданова «Бельведерский торс» (1936). Смыслы искусства, любви, жизни стали предметом алдановского интереса. Вскрывая проблемы Искусства и Художника, Творца и Творения, Таланта и Завистника, Алданов нарушает сложившиеся представления об известных исторических личностях — Микеланджело, Вазари — художественно усложняя их, привнося в их образы противоречивость, неоднозначность. Писатель исследует культурный контекст времени: жизнь и взаимоотношения художников, литераторов, ученых, священнослужителей, современников Микеланджело. Автору удалось углубиться в психологию человека прошлого и достичь понимания психологии, философии и смысла человеческой жизни в целом.
Ключевые слова: историко-философская повесть; образ, исторические персонажи; авторская концепция.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

И. В. Одинцова
«Тематические примитивы» как основа обучения иностранному языку на начальном этапе
В статье рассматриваются «тематические примитивы» — темы, характерные для начального этапа обучения иностранному языку. Тематические примитивы анализируются в контексте теории «повседневности». Отмечаются такие характеристики тематических примитивов, как стереотипность, интерсубъетивность, историчность и др. Рассматриваются особенности когнитивной структуры тематических примитивов.
Ключевые слова: «тематические примитивы», «повседневность», начальный этап обучения, фрейм.

И. Н. Борисова, Н. П. Неклюдова
Тренинг коррекции коммуникативной компетентности мигрантов в полиэтнической группе
В статье приводятся лингвокультурологические и коммуникативные основания и лингвометодические основы коррекции межэтнической коммуникативной компетенции детей мигрантов, обучающихся в полиэтническом классе. Описываются методические приемы формирования коммуникативных установок партнерского общения в русской социокультурной среде, демонстрируются интерактивные упражнения, обучающие имиджеформирующим и кооперативным стратегиям и тактикам в межэтнической коммуникации.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, речевые тактики, методика обучения, мигранты.

Ж. А. Нуршаихова, Л. В. Екшембеева
Речеповеденческие стратегии и тактики инофона: методический аспект
В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи культурной и языковой картины мира, анализируется межкультурная коммуникация в условиях трансформации современного казахстанского общества. Показана модель обучения стереотипному поведению на основе поведенческих примитивов.
Ключевые слова: межкультурная коммуникация, речевые стратегии и тактики, инофон.

О. В. Рябова
Особенности освоения эмотивных высказываний в курсе практического русской языка американскими учащимися (от второго уровня ТРКИ)
В статье рассматриваются вопросы обучения американских стажёров речи на русском языке. Особое внимание уделено комплексному изучению синтаксиса и интонации в курсе практического языка. Предлагается вариант методической системы работы по развитию навыков, связанных с восприятием и продуцированием русской речи, позволяющих инофону успешно включиться в коммуникацию на изучаемом языке.
Ключевые слова: обучение речи, фонетика в курсе РКИ, моделирование коммуникативных ситуаций, программа III уровня ТРКИ.

А. В. Коротышев
«Матрица адаптации» как комплекс приемов для отбора и адаптации художественного текста в аспекте РКИ
В статье рассматриваются приемы отбора художественных текстов для занятий по русскому языку как иностранному с учетом ключевых параметров текста и аудитории. Эксплицировать характер взаимодействия между этими параметрами позволяет т. н. матрица адаптации, применение которой дает возможность спрогнозировать отклик аудитории на то или иное качество учебного текста, а также повысить эффективность отбора литературного материала.
Ключевые слова: адаптация, читабельность, отбор художественных текстов.

РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ В ШКОЛЕ

С. П. Белокурова, Т. И. Зазнобина
Современный учебно-методический комплект: новые подходы к обучению и новые возможности (Литература. 9 класс)
В статье, посвященной инновационному учебно-методическому комплекту «Литература. 9 класс» под ред. И. Н. Сухих, в состав которого входят учебник, книга для учителя, практикум для учащихся и электронное приложение, рассмотрены новые подходы к обучению и новые возможности, которые предоставляет данный учебно-методический комплект. Авторы предлагают обзор и анализ различных типов вопросов и заданий, входящих в УМК и направленных на формирование ключевых учебных компетенций девятиклассников в области литературного образования. В статье также представлены основные виды учебной деятельности, позволяющие включить учащихся в процессы, обеспечивающие социализацию и культурную самоидентификацию девятиклассников.
Ключевые слова: методика преподавания литературы в школе, учебно-методический комплекс, 9 класс.

А. В. Володина
Пути прочтения стихотворного текста: о графическом образе стихотворения
Предлагается использовать при анализе стихотворных текстов графический образ, который может стать отправной точкой в изучении как биографии поэта, так и особенностей литературного направления. Так, по мнению автора, барочной графике стиха свойственна эмблематичность, романтической графике — полунамек, недосказанность, футуристической — свобода от привычных норм.
Ключевые слова: графический образ стихотворения, стихи-эмблемы, романтическое двоемирие, футуристический эпатаж.

Н. В. Любавская
От урока-мастерской — к фестивалю детского литературного творчества (о развитии внимания к родному языку и творческих способностей учащихся)
Статья посвящена технологии педагогических мастерских по русскому языку и литературе: представлен алгоритм их проведения (с включением интересных примеров), намечены пути адаптации в обычной школе. Также в статье рассказывается о связи данной технологии с проведением фестивалей детского литературного творчества.
Ключевые слова: мастерская, речь, слово, творчество, фестиваль.

В. В. Селицкая
Изучение художественного произведения в контексте введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
В статье говорится об изменениях, происходящих с уроком как формой организации учебного процесса на современном этапе, о возможностях современных образовательных технологий при изучении литературы. Использование в уроке литературы современных образовательных технологий является важным мотивационным фактором и способствует достижению обучающимися как метапредметных и личностных, так и предметных образовательных результатов.
Ключевые слова: современный урок, образовательный стандарт, образовательные технологии, художественный текст, проектная деятельность школьников.

НАШИ ЮБИЛЯРЫ

Юбилей Нины Александровны Любимовой

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ КНИГИ. РЕЦЕНЗИИ

Ю. А. Карчина —
Мокиенко В. М., Лилич Г. А., Трофимкина О. И. Толковый словарь библейских выражений и слов: ок. 2000 единиц. — М.: АСТ : Астрель, 2010. — 639 с.

В. В. Васильева —
Медиалингвистика — новая исследовательская платформа (Рецензия на монографию: Bogusław Skowronek. Mediolingwistyka. Wprowadzenie. Kraków, 2013. 286 s. (Богуслав Сковронек. Медиалингвистика. Введение. Краков, 2013. 286 с.))

В. Д. Черняк —
Язык. Текст. Дискурс: Научный альманах Ставропольского отделения РАЛК / Под ред. проф. Г. Н. Манаенко. — Вып. 11. — Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2013. — 400 с.

Е. И. Селиверстова —
В поисках новых подходов в изучении глагола (Рецензия на пособие: Michaela Liaunigg. Aspekt verstehen. Übungen zum rus-sischen Verlabaspekt in Texten. 2. Auflage. Видовые упражнения в текстах. — Wien: Edition Liaunigg e. U., 2012)

О. И. Глазунова —
«Россия и Испания: диалог культур» (о новом национально ориентированном учебно-методическом пособии по чтению и развитию речи)

Л. В. Миллер —
Московкин Л. В., Шамонина Г. Н. Инновации в обучении русскому языку как иностранному. — Варна: ВСУ «Черноризец Храбър». Университетско издателство, 2013. — 208 с.

ХРОНИКА

Научно-практическая сессия «МАПРЯЛ — Русскому миру»

РОССИЯ… НАРОДЫ, ЯЗЫКИ, КУЛЬТУРЫ

О. А. Акулич
Иркутск и декабристы

См. также в:

ELIB CL2