Мир русского слова. 2015. № 1

2014_2_naruzhn

pdf_read_rus1

ОФИЦИАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

План мероприятий РОПРЯЛ на 2015 год

План мероприятий МАПРЯЛ на 2015 год

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

Н. В. Николенкова
О слове «география» и его первом употреблении в истории русской письменности
В статье рассказывается о первом в истории русского литературного языка употреблении слова «география» и производных от него в терминологическом значении. Для этого вводится в научный оборот мало изученное к настоящему времени научное сочинение — перевод главы «Ввождение в Космографию» из латинского Атласа Блау середины XVII века.
Ключевые слова: язык науки XVII века, космография, география, географ.

Ю. А. Южакова
Конструкции тождества: их семантические и структурные маркеры
Понятие «тождество» как точное соответствие чего-либо чему-либо используется как в обиходной речи для характеристики окружающей действительности, так и в лингвистических описаниях. Предложения тождества имеют длительную историю изучения, однако наличие многообразных средств выражения этого значения делает возможным продолжение исследования этих предложений с целью систематизации используемых средств, а также выявления их синтаксических моделей, отмеченных бинарностью структуры.
Ключевые слова: категория тождества, идентичность, неизменность.

М. А. Морозов
Политические эвфемизмы как средство манипулирования в современной публицистике
В публицистике эвфемизмы служат основным способом камуфлирования фактов и манипулирования сознанием, когда отрицательный денотат обозначается словом, вызывающим положительные ассоциации. Одной из наиболее многочисленных является тематическая группа «Война». В паре с дисфемизмом эвфемизм образует оппозицию «свой — чужой».
Ключевые слова: политические эвфемизмы, публицистический стиль, манипуляция.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Л. Е. Малыгина
Апелляция к хронотопу как лингвостилистическая черта жанров телевизионного промодискурса (на примере жанра анонса)
В статье впервые выделены и подробно описаны особенности хронотопа в современном телевизионном анонсе как модельном жанре телевизионного промодискурса. Возникновение на российском ТВ концепции «перетекания» аудитории, появление так называемого «бесшовного» телевидения, привело к изменению хронотопа анонса. Акцентированный хронотоп выполняет в текстах телевизионных проможанров (в частности, в тексте телеанонса) функцию информирования, в то время как появление сенсационного, персонифицированного и интригующего хронотопа стало следствием рекламной интенции автора промотекста.
Ключевые слова: жанры телевизионного промодискурса, телевизионный анонс, промотекст, апелляция к хронотопу, акцентированный хронотоп, сенсационный хронотоп, персонифицированный хронотоп, интригующий хронотоп.

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ

И. С. Брилева
О категории прощения в системе традиционного мировоззрения (на материале русской народной несказочной прозы)
Посредством анализа сюжетно-композиционной структуры и образной системы фольклорных прозаических текстов в статье рассматриваются особенности осмысления категории прощения в системе традиционной русской культуры. Делается вывод о том, что «прощение» в соответствии с аксиологическими установками повествований реализуется в них по-разному: и как отмена наказания и восстановление житейского благополучия, и как дарование спасения душе, очищения души от греха, добрый ответ на Страшном суде.
Ключевые слова: традиционная культура, концепт, грех, прощение.

Д. Б. Гудков, Хакан Сарач
«Дорога» («Yol») в природно-ландшафтном коде культуры русского и турецкого языков
В настоящей статье в рамках лингвокультурологического подхода мы рассматриваем особенности семантики таких единиц природно-ландшафтного кода культуры, как «Дорога» и «Yol» в русской и турецкой лингвокультурах. Основная цель данного исследования заключается в том, чтобы выявить и описать культурные смыслы указанных выше единиц в составе фразеологизмов. Кроме того, рассмотрев русский языковой материал в сравнении с турецким, мы стремимся к выявлению базовых сходств и различий двух лингвокультур.
Ключевые слова: семантика, код культуры, фразеологизм, русский язык, турецкий язык, лингвокультура.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА

Л. П. Иванова
Синтез науки — архитектуры — религии как предмет лингвоимагологического описания (на материале публицистики Н. В. Гоголя)
В статье постулируется лингвоимагология как новое направление языкознания, позволяющее объединить в рамках одного исследования явления, принадлежащие разным отраслям человеческой культуры, в данном случае — синтез науки — архитектуры — религии в творческом сознании великого русского писателя Н. В. Гоголя. Он создает яркие и выразительные описания различных строений, в которых характер используемых тропов и фигур непосредственно связан с простотой или вычурностью архитектурного стиля, обусловленного в творческом сознании автора религией, образом жизни, мировоззрением народа.
Ключевые слова: лингвоимагология, творческое сознание, архитектура, религия, наука, Н. В. Гоголь.

Т. Ю. Колупанова
Лексико-семантические особенности репрезентации концепта Россия в поэзии М. Ю. Лермонтова
В статье рассматриваются лексико-семантические особенности концепта Россия в поэзии М. Ю. Лермонтова. На основании анализа поэтических текстов писателя реконструируется признаковое поле исследуемой лексемы, описываются ее индивидуально-авторские особенности и выявляются смысловые оттенки ее значения.
Ключевые слова: концепт, Россия, репрезентация, содержательный компонент.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

А. Ю. Касаткина
Функции фонетической игры при обучении китайских студентов русскому произношению
Статья посвящена проблеме использования игровых заданий во вводно-фонетическом курсе русского языка как иностранного. Целевая аудитория — взрослые учащиеся из КНР. В статье подчеркивается необходимость активного использования игровых технологий при формировании фонетических навыков. Рассматриваются функции фонетической игры и способы повышения мотивации студентов к овладению русским произношением. По мнению автора, такой подход способствует развитию и поддержанию интереса к русскому языку, а также эффективности формирования фонетических навыков.
Ключевые слова: РКИ, китайские студенты, вводно-фонетический курс, фонетические навыки, мотивация взрослых учащихся, фонетическая игра.

Н. А. Вострякова
Основные принципы моделирования учебного пособия лексикографического типа для элементарного уровня обучения русскому языку как иностранному
В статье акцентируется внимание на обучении иностранных студентов квалифицированно пользоваться лексикографическими источниками и необходимости совершенствования адресованных им учебных лексикографических изданий. В целях решения этих проблем автор обращается к мало разработанному жанру учебной лексикографии — учебному пособию лексикографического (словарного) типа. Он поясняет специфику такого пособия и формулирует основные принципы его моделирования применительно к элементарному уровню обучения.
Ключевые слова: учебное пособие лексикографического (словарного) типа, словарный раздел, учебно-практический раздел, русский язык как иностранный, элементарный уровень обучения.

М. Ю. Доценко, Н. О. Ильина
К вопросу об актуальных речевых ситуациях в социально-бытовой сфере общения на начальном этапе обучения
Статья посвящена проблеме развития коммуникативной компетенции иностранных студентов. В работе представлен специальный учебный материал, позволяющий иностранным студентам удовлетворить коммуникативные потребности в одной из актуальных среди молодежи ситуации общения «В спортивном клубе». Основной целью разработанного учебного материала является снятие языкового барьера и определение возможного речевого поведения в реальных ситуациях.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, сфера общения, речевая ситуация, ситуация общения, диалогическая речь.

А. Г. Лилеева
Опыт интерпретации произведений современной русской литературы на занятиях РКИ (Михаил Шишкин «Венерин Волос»)
В статье говорится об интерпретации на занятиях РКИ произведений современной русской литературы с усложнённой структурой и различными стилистическими стратегиями, а также на примере интерпретации фрагментов из романа Михаила Шишкина «Венерин волос» предлагается алгоритм интерпретации фрагмента романа, который позволяет дать ключ к пониманию литературного произведения в целом. Анализ основан на описании сюжетообразующей метафоры текста и ключевых лексико-тематических полей.
Ключевые слова: художественный текст, принципы анализа на занятиях РКИ, ключевые метафоры, лексико-тематические поля, номинация персонажей.

Н. И. Гетьманенко
Сочетание интереса к высокой культуре и прагматического подхода в изучении РКИ как обновленные мотивационные установки (по результатам анкетирования в Европе)
Данная публикация посвящена анализу результатов опроса о новых мотивационных установках при выборе русского языка для изучения в качестве первого (или второго) иностранного языка. Исследуемая аудитория — учащиеся старшей школы, студенты вузов и слушатели курсов русского языка, обучающиеся вне русскоговорящей среды. Полученные результаты статистически обработаны, сведены в таблицы.
Ключевые слова: мотивация, русский язык в качестве иностранного, европейские страны, анкетирование.

А. Н. Ременцов, М. Н. Кожевникова, Н. А. Ременцова
Сравнительный анализ основных параметров системы высшего образования в России и Вьетнаме
В статье проводится сравнительный анализ вьетнамской и российской систем высшего образования на основании ряда ключевых параметров. Целью анализа является выявление национальных особенностей системы высшего образования в современном Вьетнаме для создания национально ориентированной модели обучения вьетнамских граждан в российских вузах.
Ключевые слова: система высшего образования, вьетнамские учащиеся.

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ КНИГИ. РЕЦЕНЗИИ

С. Г. Ильенко
Размышления о книге В. А. Козырева и В. Д. Черняк «Лексикография русского языка: век нынешний и век минувший»

ХРОНИКА

Риторическая ассоциация встречается на родине С. А. Есенина

«Татьянин день» в Ливане

«Слово. Словарь. Словесность: Русский язык в научном, культурном и образовательном пространстве» (к 190-летию со дня рождения К. Д. Ушинского)

НАШИ ЮБИЛЯРЫ

Юбилей академика В. Г. Костомарова как всеобщий научный праздник

Юбилей профессора И. П. Лысаковой

Юбилей профессора В. П. Абрамова

РОССИЯ… НАРОДЫ, ЯЗЫКИ, КУЛЬТУРЫ

В. Е. Багно
Год Литературы

Круглый стол «Российские писатели в осмыслении жизни современной России»

См. также в:

ELIB CL2