Мир русского слова. 2018. № 2

pdf_read_rus1

ОФИЦИАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Президент РОПРЯЛ Л. А. Вербицкая награждена международной премией FIPLV

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

К. А. Рогова
На пути к новой Академической грамматике
В статье рассматривается вопрос о расширении границ грамматики и включении в неё дискурсивного анализа, что, в свою очередь, невозможно без расширения семантической базы описываемых языковых единиц и их смысловых преобразований в разного типа дискурсах. Отмечается, что идея разработки «русской грамматики смыслов» была высказана Н. Ю. Шведовой сразу после завершения работы над Грамматикой-80, и приводятся сведения о современных подходах к этой проблеме, связанных как с представлением общей структуры нарратива (в его широком дискурсивном понимании), так и с выделением инвариантных структурных компонентов, характерных для всех возможных нарративов. Демонстрируются случаи близости значений отдельно взятых синтаксических конструкций и их реальная принадлежность разным типам дискурсов, что подтверждает необходимость включения в грамматическую семантику не только значимости языковых единиц, но и общих свойств их дискурсивного функционирования.
Ключевые слова: дискурсивный анализ; структура нарратива; компоненты нарратива; значимость языковых единиц в системе; типы смысловых преобразований в дискурсе.

Э. Торре Монтеро
Специфика проявления категории одушевлённости/неодушевлённости в современном русском языке
В статье рассматривается вопрос о существительных, значение которых вызывает затруднения в отнесении их к разряду одушевлённых или неодушевлённых, что проявляется в выборе падежных форм. Наблюдение над большим языковым материалом позволило выделить 10 проблемных групп существительных и обозначить доминирующие тенденции в отнесении включённых в них существительных к той или иной из указанных групп.
Ключевые слова: категория одушевлённости / неодушевлённости; существительные мужского рода в винительном падеже единственного числа; существительные множественного числа; группы проблемных зон; семантика и языковая традиция.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

А. А. Таланина
Онлайн-лекция как жанр интернет-дискурса
В статье рассматривается онлайн-лекция как самостоятельный жанр интернет-дискурса. Автор предлагает классификацию онлайн-лекций как жанра, отражающего переход от классической формы представления материала к новому способу формирования научной картины мира.
Ключевые слова: интернет-дискурс; жанр; лекция; онлайн-лекция.

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ

О. А. Дмитриева, В. И. Шаховский
«Письмо счастья» как лингвокультурный феномен
В статье приводится комплексное описание жанра «письмо счастья» с позиции коммуникативно-семиотической структуры и лингвоэкологического потенциала. Выводятся и характеризуются субстанциональные и несубстанциональные фациенты, определяются системообразующие признаки, устанавливается соотношение информативности/эмотивности в содержании текста. Учитывается также экологический фактор содержания «писем счастья», их деструктивный характер и антитерапевтический эффект. Подчеркивается необходимость профилактической воспитательной работы через научающую и художественную коммуникацию для оздоровления современного социума.
Ключевые слова: «письмо счастья»; жанр; эмотивность; фациент; лингвоэкология.

И. В. Нефёдов, И. В. Макарова
Мифолексема «кикимора» и её использование как средства речевой агрессии в интернет-дискурсе
В статье рассматривается мифологическая лексика, использующаяся как средство речевой агрессии. На примере мифолексемы «кикимора» авторы статьи показывают, что подобные слова часто употребляются в Интернет-дискурсе не столько в номинативной функции, сколько в инвективной. Более того, анализ интернет-дискурса свидетельствует об изменениях, происходящих в семантической структуре лексемы «кикимора», что очень важно для характеристики современной лексической системы.
Ключевые слова: мифолексема «кикимора»; номинативная функция; инвективная функция; интернет-дискурс; речевая агрессия; мифологический образ; лексическое значение; семантическая структура слова.

А. В. Чепкасов
Моделирование имиджа Кузбасса по данным СМИ
Цель данной статьи — по результатам анализа данных мониторинга региональных, российских и международных СМИ представить когнитивную модель имиджа Кемеровской области, включающую в себя такие информационно самостоятельные модули, как экономический, социальный, спортивный, культурно-исторический, туристический, научно-образовательный, политический, валеоэкологический субимиджи.
Ключевые слова: СМИ; регион; имидж региона; субимидж; когнитивная модель имиджа.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА

А. Д. Степанов
Понятие «топос» — проблема границ
Автор ставит вопросы, позволяющие отделить понятие «топос» от сопредельных феноменов, и показывает его соотношение с концептом речевого жанра.
Ключевые слова: определение топоса; феноменология; речевой жанр; риторика.

А. М. Абрамова
«Общие места» как особые модели экспрессивного синтаксиса в литературной критике рубежа XIX–XX веков
В статье рассматриваются особенности композиционной структуры текстов литературной критики рубежа XIX–XX вв. Проанализированы коммуникативно-прагматические факторы формирования текста, иллюстрирующие общую тенденцию использования «общих мест» в качестве микрофрагментов, актуализирующих структурно-семантическую значимость и эмоционально-экспрессивные аспекты содержания. «Общие места» как особый стилистический приём организации текстов литературно-критической мысли исследуемого периода направлены на формирование рецептивной установки, позволяющей автору произведения управлять процессом читательского восприятия.
Ключевые слова: «общее место»; интеграция; прагматика; экспрессия; композиционное структурирование.

С. Н. Воробьева
Тема искупительной жертвы Христа в контексте идейно-философского содержания «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона
В данной статье речь идет о памятнике древнерусской литературы XI века, который по праву можно считать образцом ораторского искусства. Особое внимание уделяется представлениям автора о смысле жизни как отдельного человека, так и народа в целом, которые связаны с христианским осмыслением значения искупительной жертвы Христа в деле спасения человечества от вечной смерти. Анализ осуществляется в контексте генетической связи с православием в рамках его догматических и экзегетических представлений.
Ключевые слова: религиозно-философская идея; русский народ; слово; жизнь; смерть.

Т. И. Радомская
«К привычкам бытия вновь чувствую любовь»: уклад и бытие в художественном слове А. С. Пушкина
Судьба народного уклада допетровского периода в постпетровском пространстве находит у Пушкина свое особое художественное осмысление. В статье показана близость авторской модели мира к древнерусскому типу сознания. В своем творчестве поэт запечатлел возможные варианты развития народного уклада, два вектора его пути в имперском пространстве первой трети XIX века, что связано с художественными образами святости обыденного и противоположными им мертвенными формами человеческой жизни.
Ключевые слова: национальный уклад; обыденность; сакральность; обряд; традиция.

М. Л. Федоров
«Принц и нищий». Парадоксы жизни Демьяна Бедного
В статье на материале архива Демьяна Бедного в ИМЛИ РАН рассматриваются парадоксальные детали биографии и творчества известного советского пролетарского поэта. Приятель Ленина и приближенный к верхушке власти, он был близким другом и собеседником Шаляпина, Тарханова, Москвина и других выдающихся деятелей культуры. Восторженные слова о его поэтическом таланте оставили Пастернак, Маяковский, Павел Васильев. Отношения «дружбы-вражды» связывали Демьяна Бедного с Мейерхольдом и Таировым. Тайной окутаны и взаимоотношения поэта со Сталиным.
Ключевые слова: Демьян Бедный; советская культура; советский театр; Сталин.

Д. К. Баранов
Разговор героев как игра с читателем: о структуре довлатовских диалогов
В довлатовской прозе распространены диалоги, где нет столкновения разных мировоззрений или обмена мнениями. Функция таких диалогов двояка: в изображенном мире усилия ведущего собеседника направлены на прекращение разговора, но за счет игры с ожиданиями читателя эти же диалоги налаживают коммуникацию текста с читателем.
Ключевые слова: С. Д. Довлатов; полифония; диалог; игра с читателем; нарратология.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

И. В. Одинцова
Когнитивная лексикология и когнитивный синтаксис в лингводидактике
В статье рассматриваются проблемы когнитивной лексикологии и когнитивного синтаксиса в современной когнитивной науке. Необходимость учета знаний о мире, знаний о языке и знаний о конкретной ситуации речи является условием обучения вербально-семантическому коду иностранного языка, овладения его концептуальной картиной мира.
Ключевые слова: когнитивная лексикология; когнитивный синтаксис; лингводидактика.

Т. Г. Бочина, М. Ю. Варламова
Международный конкурс курсов открытого образования по русскому языку: опыт организации и проведения
В статье представлен опыт проведения Международного конкурса курсов открытого образования по русскому языку, имевшего своей целью выявление наиболее эффективных и конкурентоспособных электронных ресурсов для всех уровней подготовки. Авторами описаны этапы Конкурса, специфика проведения экспертизы курсов, перечисляются критерии оценки дистанционных ресурсов.
Ключевые слова: открытое образование; МООК; конкурс; критерии; экспертная оценка.

О. В. Хорохордина
Основной курс как ключевой компонент интерактивного учебного комплекса по русскому языку как иностранному
Статья представляет массовые открытые онлайн-курсы по русскому языку как иностранному для уровней В1, В2, С1, входящие как основной компонент в интерактивный учебный комплекс. Данные курсы носят инновационный характер, в них реализованы актуальные положения современной русистики, лингводидактики и методики преподавания иностранных языков.
Ключевые слова: массовые открытые онлайн-курсы; русский язык как иностранный; основной курс; лингвистические и лингводидактические особенности.

Е. А. Власова, О. С. Ерёмина, О. А. Культепина
Об опыте создания массового онлайн-курса по русскому языку как иностранному для студентов элементарного уровня
В статье рассматриваются подходы к построению языковых МООС-курсов, на конкретном примере анализируется лингвометодическая традиция таких курсов. Основной посыл статьи исходит из концепций цифрового обучения: цифровой формат должен стимулировать студента на переход из позиции пассивного реципиента в статус вовлеченного самостоятельного обучающегося.
Ключевые слова: цифровое обучение; языковые курсы; МООС-курсы; активное научение.

Л. А. Араева, И. А. Крым, М. Н. Образцова
К вопросу о лингвометодических основах массовых открытых онлайн-курсов по русскому языку для коренных малочисленных народов РФ
Статья посвящена рассмотрению лингвометодических принципов построения массовых онлайн-курсов по русскому языку для коренных малочисленных народов России, созданных в рамках федеральной целевой программы «Русский язык» с целью популяризации русского языка, повышения эффективности и доступности его изучения, улучшения качества образования на русском языке в сети Интернет.
Ключевые слова: лингвометодические основы; электронные образовательные ресурсы; коренные малочисленные народы.

Д. Г. Шакурова
Элементарные ситуации повседневного общения и их языковое обеспечение (Первый сертификационный уровень)
Статья посвящена лексической реализации элементарных ситуаций повседневного общения. На материале собранного корпуса из обучающих диалогов для уровня В1, а также открытого ресурса «Русский учебный корпус» рассматривается лексический компонент таких диалогов. Ставится проблема соответствия между набором лексики, отражающей элементарные ситуации общения, и Лексическим минимумом, который регламентирует состав и количество единиц, применяемых в практике преподавания русского как иностранного на данном этапе обучения.
Ключевые слова: обучающий диалог; лексика; ситуации общения; конструкция.

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВЫЕ КНИГИ. РЕЦЕНЗИИ

С. Г. Шулежкова —
Ганапольская Е. В. Фразеологический словарь современного российского детектива: В 2 т. СПб.: Златоуст, 2015-2016.

C. Г. Ильенко —
Тарланов З. К. Русский литературный язык пушкинского периода: становление критико-публицистического стиля. Петрозаводск: Изд-во ПетрГу, 2017. 275 с.

ХРОНИКА

II Международный симпозиум «Русский язык в поликультурном мире» (Ялта, 8–12 июня 2018 года)

Международная конференция русистов в Барселонском университете «МКР-Барселона 2018»

Международный конкурс курсов открытого образования по русскому языку

РОССИЯ… НАРОДЫ, ЯЗЫКИ, КУЛЬТУРЫ

Н. А. Вострякова
Тексты о Великой Отечественной войне в практике преподавания русского языка как иностранного
В статье акцентируется внимание на лингвострановедческом потенциале учебных (неаутентичных) и аутентичных текстов о Великой Отечественной войне и неоднозначности их восприятия иностранными студентами, изучающими русский язык в России. Называются возможные пути и формы работы с такими текстами. Подчёркивается необходимость учёта в практике преподавания РКИ особенностей личного и национально-специфичного отношения учащихся к текстам данной тематики.
Ключевые слова: аутентичный текст; учебный текст (неаутентичный текст); Великая Отечественная война; русский язык как иностранный (РКИ); студенты-иностранцы.

См. также в:

ELIB  CL2