Мир русского слова. 2021. № 3

ЛИНГВИСТИКА

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-3-4-13
Е.В. Брысина, В.И. Супрун
Страноведческий потенциал донской казачьей культуры и диалекта

Любой живой язык сохраняет свою жизненную силу до той поры, пока существует в виде диалектного континуума. Современные русские говоры, несмотря на постоянные процессы развития и преобразований единиц и явлений в них, взаимодействия друг с другом и с литературной формой языка, не превращаются в исчезающие исторические реликты, а остаются активно функционирующей языковой системой, которая обнаруживает свою оригинальность, самобытность, способность к саморазвитию. Многие российские учёные (В. М. Алпатов, Т. И. Вендина, А. С. Герд, В. Е. Гольдин, О. Ю. Крючкова, Р. И. Кудряшова, Л. М. Орлов, А. М. Пешковский, А. П. Сдобнова, С. М. Толстая, Н. И. Толстой и др.) рассматривают диалекты как особый вид речевой культуры и отмечают особенность форм мировидения диалектоносителей, их своеобразный подход к познанию и категоризации окружающей действительности. Особые условия формирования и развития донского казачества как обособленного военно-социального сословия способствовали появлению уникального субэтноса русского народа. Все трудности военного быта, уникальное устройство казачьего социума с его Казачьим кругом как высшим органом самоуправления, особенности организации повседневной жизни — всё это нашло отражение в казачьей культуре и языке, аккумулирующих в себе все детали исторических изменений в жизни донских казаков. Этнолингвокультурологический анализ диалектных слов и фразем позволяет утверждать, что в процессе семиотической деятельности диалектоносители, создавая свой уникальный региолект, отражали в нём (как сознательно, так и на уровне коллективного бессознательного) особенности своего мироощущения и миропознания, что в конечном итоге сделало многие диалектные слова и фраземы культурно маркированными единицами идиома. Проанализированный материал убедительно доказывает исходную идею о высокой культурологической ценности диалектных слов и фразем, позволяющей использовать данные языковые единицы в качестве богатейшего источника страноведческой информации.
Ключевые слова: донское казачество; субэтнос; диалект; обычаи; традиции; социальная изоляция; военизированная культура; лексика; фразеология.

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-3-14-21
О. В. Хорохордина
Эмотивность в новостном дискурсе с компонентом нативной рекламы

Данная статья посвящена выявлению особенностей реализации категории эмотивности в новостном дискурсе с компонентом нативной рекламы. Материалом статьи послужил один блок новостной программы на Липецком телевидении, который содержит телерепортаж, а также включает компоненты коммерческой и деловой нативной рекламы. Проведённый в русле когнитивно-дискурсивного подхода композиционный, контекстуальный, семантический, ассоциативный анализ материала позволил сделать следующие выводы. Частое встраивание нативного рекламного сообщения в новостной текст основано на близости их жанровых черт. При этом нативная реклама трансформирует новостной жанр; она подчиняет информативные стратегии, воплощающиеся в новостном жанре через объективный способ изложения, презентационной стратегии, основывающейся в существенной степени на воплощении категории эмотивности. Категория эмотивности в новостном теледискурсе с компонентом нативной рекламы реализуется преимущественно не через эмотивные значения языковых единиц, а через актуализацию, ассоциирование, резонанс и контраст эмотивных фонов фрагментов действительности, отражаемых вербальными и невербальными средствами. Это также интенсифицирует проявление скрытой эмотивной тональности речи журналиста, чем обеспечивается реализация нативной рекламы в новостном дискурсе. Категория эмотивности в новостном теледискурсе с компонентом нативной рекламы реализуется не только на тематико-ассоциативном уровне, но и на социальнорегулятивном. Апелляция к эмоциональным императивам, культивируемым в данном обществе, формирует в дискурсе перлокутивный эмотивный сюжет, который внушает адресату мысль о том, что, с одной стороны, рекламируемый объект обеспечит индивидуальное переживание удовольствия, с другой — демонстрация испытываемых эмоций позволит потребителю обрести имидж счастливого человека, соответствующий самому важному для современного социума эмоциональному императиву. Оперирование в новостном дискурсе эмоциональными императивами ведёт как к воплощению скрытых интенций нативной рекламы, так и к утверждению в социуме эмоциональных ценностей, свойственных обществу потребления.
Ключевые слова: эмотивность; эмотивный фон; эмотивная тональность; эмоциональные императивы общества; нативная реклама; новостной дискурс; дискурсивные стратегии и тактики.

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-3-22-31
Т. В. Анисимова, С. А. Чубай
Особенности использования контраста в дискурсе социальной рекламы

В статье представлены языковые формы построения текстов социальной рекламы, с помощью которых реализуется основная идея соответствующего дискурса: противопоставление двух содержательно-логических компонентов: опасной для жизни и здоровья человека или неодобряемой по этическим соображениям модели поведения, с одной стороны, и идеальной, одобряемой обществом модели, внедряемой как образец для подражания, с другой стороны, что обусловлено основной целью социальной рекламной коммуникации — закреплению в сознании целевого адресата представлений о желаемом (идеальном) фрагменте действительности. Средства выражения отношений контраста представляют собой разноуровневую систему, в связи с чем в статье рассматриваются синтаксический, визуальный и аксиологический уровни. Среди языковых форм построения контраста выделяются наиболее частотные модели: образование контраста с помощью отрицания НЕ (читать / не читать), противопоставление прямого и переносного значения слова, парономазия. Семантическим ядром контраста является антитеза. Кроме языковых антонимов в СР обнаружено много контекстуальных антонимов, принимающих участие в формировании антитезы. В заключение рассматриваются стилистические фигуры, помогающие сделать антитезу более выразительной (зевгма, амфиболия, ирония).
Ключевые слова: cоциальная реклама; контраст; антитеза; базовая альтернатива; антонимы; стилистические фигуры речи

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-3-32-41
А. С. Королькова
Лексические средства концептуализации здорового образа жизни в современных молодёжных СМИ

Статья посвящена выявлению лексико-семантического потенциала концептуализации здорового образа жизни в молодежных медиажурналах. Цель данной статьи — проанализировать семантику лексических единиц концептосферы «Здоровый образ жизни» в русской лингвокультуре на материале выборки фактов из молодёжных интернет-изданий (журналов) посредством сопоставительного анализа с данными дефиниций из специализированной литературы. В качестве материала выступают статьи из двух сетевых изданий молодежных журналов «Янгспейс» и «YES!» за 2008–2019 гг. Методом сплошной выборки выделены контексты, содержащие прямые и косвенные номинации явлений, образующих лексико-семантическое поле концепта «Здоровый образ жизни». Данные контексты подвергаются когнитивно-семантическому анализу; также в работе используются общенаучные методы описания и классификации языковых явлений, метод количественной обработки языковых данных (статистический метод) и собственно лингвистические методы: метод моделирования когнитивно-семантических полей, метод когнитивной интерпретации языкового материала. Для выявления семантического потенциала концепта «Здоровый образ жизни» в молодежном медиадискурсе СМИ были использованы методы контекстуального, дискурсивного, когнитивно-семантического анализа, а также методы описания и классификации языковых явлений. Предложена модель когнитивно-семантического пространства концепта «Здоровый образ жизни», разработанная на основе анализа материала. Распределены по лексико-семантическим группам и проиллюстрированы фактами из статей молодежных медиажурналов лексические единицы семантического поля концепта «Здоровый образ жизни». В результате сопоставительного анализа с логико-понятийной репрезентацией данного концепта определена специфика когнитивно-семантического пространства здорового образа жизни, представленного в дискурсе молодежных журналов. Для молодых людей наиболее важным компонентом понимания здорового образа жизни выступают различные проявления физического состояния человека, а также интерпретация здорового образа жизни как социального явления, активно пропагандируемого и модного. Менее частотен, однако не зафиксирован в логико-понятийной структуре концепта, смоделированного ранее на основе анализа словарно-энциклопедических дефиниций, компонент «здоровый образ жизни как способ достижения привлекательной внешности».
Ключевые слова: молодежный дискурс СМИ; здоровый образ жизни; когнитивносемантическая модель; лексико-семантическая группа.

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-3-42-49
Н. А. Афанасьева, Т. А. Магамедова
«Языковой вкус эпохи» и его отражение в словаре сленга: на материале киножурнала «Ералаш»

В статье поднимается вопрос о выделении особой группы разговорной и сленговой лексики и фразеологии, отражающей «языковой вкус» (или языковую моду) эпохи. Рассматривается возможность фиксации в словарной статье словарей разговорной и сленговой лексики категории «языковой вкус эпохи». Целью такого лексикографического описания является выявление и представление динамики быстро обновляемого под влиянием языковой моды пласта разговорной и сленговой лексики, употребляемой в повседневном общении ограниченного круга людей (как правило, молодого поколения), но понятной широкому кругу носителей языка. Категория «языковой вкус эпохи» определяется для разговорной и сленговой лексики с учетом ее «хронологической отмеченности», «общепонимаемости» слова, а также «популярности» употребления в среде молодежи и подростков в определенную эпоху. В статье ставится цель предложить структуру словарной статьи, в которой нашли бы отражение данные о динамике модной в разные исторические периоды разговорной и сленговой лексики; выявить на материале серий киножурнала «Ералаш» и описать динамические процессы в лексике, популярной во второй половине ХХ — начале ХХI в. Предлагаются следующие принципы лексикографического описания: словарные статьи располагаются по сферам общения, в рамках которых отдельно представлены «слова-другие люди», «слова-вещи», «слова-ситуации», «слова-отношения». Лексический материал внутри словарной статьи организуется на основе хронологической отмеченности лексики. Лексические единицы представляются в соответствующем определенному времени разделе словарной статьи. В качестве заглавного слова словарной статьи предлагается слово кодифицированного языка, которое является доминантой данного синонимического ряда. Исследование лексики на материале киножурнала «Ералаш» позволило сделать следующий вывод: единицы сленговой лексики в сериях киножурнала в 1991–2000 гг. (времени самых активных процессов в лексике русского языка) встречаются значительно реже, чем в 1980-е и 2000-е гг. Причиной этого явления может быть то, что лексика, ощущавшаяся как жаргонная в 1991–2000 гг., перешла в категорию сленга только в 2000–2014 гг., что позволило в это время сценаристам включить ее в речь персонажей детского киножурнала.
Ключевые слова: словарь разговорной и сленговой лексики; «языковой вкус эпохи»; киножурнал «Ералаш».

ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-3-50-58
М. Ю. Елепова
Странствие по Северу как духовный подвиг: Святой Варлаам Керетский и русский путешественник Федор Конюхов

В статье рассматривается житие Варлаама Керетского, святого русского Заполярья, совершивВ статье рассматривается житие Варлаама Керетского, святого русского Заполярья, совершившего подвиг покаянного трехлетнего плавания по Белому морю и Северному Ледовитому океану, а также выявляется духовный смысл путешествий знаменитого русского экстремала Федора Конюхова – почитателя и наследника морских трудов Варлаама в контексте этнокультурного, этногеографического и религиоведческого подходов. Арктическое плавание, пребывание в водной стихии северных широт в житии св. Варлаама и сочинениях Конюхова маркируются в едином метафизическом и аксиологическом ключе как форма аскетического делания. В уникальной агиобиографии Варлаама Керетского его непрерывное морское странствие с останками убиенной им жены предстает как неслыханная в христианском мире епитимия, которая приводит его к обретению святости. Чудеса святого как элемент житийной топики по большей части связаны со спасением на водах, что обусловило статус преподобного Варлаама как покровителя мореплавателей-поморов на Русском Севере. Федор Конюхов, помор по отцу, становится не только почитателем подвига св.Варлаама как знаток северной агиографии, но и продолжателем его дела покорения морских и океанских стихий. Центральная идея его книг о северных путешествиях – покаянное самопознание и богопознание. Отмечаются специфические черты сочинений Конюхова-писателя как образцов духовной прозы: теоцентризм, учительный пафос, христианская духовно-нравственная ценностная парадигма, библейские реминисценции, кроме того, особого рода житийные клейма: рассказы о чудесах и видениях. Странствия святого ХVI века и путешественника нашего времени по Северу оцениваются как пути к первичному феномену христианского религиозного опыта.
Ключевые слова: Варлаам Керетский; Федор Конюхов; субпространство Заполярья и Арктики; феномен странничества; агиографические традиции; духовная проза.

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-3-59-66
С. С. Ваулина, Д. А. Серганова
Текстообразующая функция авторской модальности в «поучении Преподобного Серапиона»

В статье с позиции антропоцентрического подхода анализируется авторская модальность в памятнике древнерусской письменности, относящемся к жанру «ораторской прозы», — «Поучении преподобного Серапиона», написанном Серапионом, епископом Владимирским, видным религиозным деятелем Древней Руси XIII века. Цель статьи — рассмотреть план содержания авторской модальности в указанном памятнике и языковые средства ее выражения. Для достижения поставленной цели в статье решается ряд задач, в том числе обсуждаются некоторые дискуссионные вопросы в понимании авторской модальности, которая квалифицируется нами как текстообразующая категория; обосновывается различие в содержании терминов «авторская модальность» и «образ автора»; определяется связь авторской модальности с жанровой спецификой текстов, отчетливо прослеживающаяся уже в диахронии русского языка; обосновывается употребление термина «ораторская проза» применительно к рассматриваемому произведению; характеризуется план содержания авторской модальности в «Поучении», идейный стержень которой составляют патриотизм Серапиона Владимирского, его переживания за судьбу Родины в тяжелых условиях нашествия татаро-монгольского ига и феодальной раздробленности Руси, а также верность автора произведения христианским идеалам. Посредством применения метода контекстуального и функционально-семантического анализа в тексте данного памятника древнерусской письменности устанавливаются языковые средства выражения авторской модальности, в составе которых находится модально-оценочная лексика, характеризующая сознание религиозного человека эпохи Средневековья, а также синтаксические структуры, в том числе сложноподчиненные предложения со значением условия и элементы экспрессивного синтаксиса (риторические вопросы и восклицания), служащие в своей совокупности раскрытию личности автора произведения и его ораторского мастерства.
Ключевые слова: авторская модальность; модальность текста; памятники древнерусской письменности; древнерусские жанры; ораторская проза; Серапион Владимирский.

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-3-67-72
Тан Чжэнь
Информационная структура научно-популярного очерка (на материале очерков на тему природы в журнале “Наука и жизнь”)

Выявленный в результате лингвистических исследований сложный состав текстов научно-популярных очерков, включающих научный, публицистический, художественный и обиходно-бытовой субтексты, поставил вопрос о мотивах обращения к ним и их реальном взаимодействии в тексте, что направило исследовательский интерес к композиции очерков с последующим моделированием их информационной структуры, отражающей порядок и способы введения информации. Всё это, в свою очередь, определило внимание к тенденциям в целевом отборе и использовании языковых средств. Важным оказалось наблюдение за типом композиции, который до сих пор оставался в тени доминирующего в текстах событийного типа нарратива и ассоциировался с поэтическим тестом. Проведение семантического анализа определило обращение к типам языковых значений, среди которых значимыми оказались событие и факт. Учёт указанных обстоятельств позволил проследить за логическим развитием мысли, реализованной в тексте очерка, и обосновать закономерность включения в него отмеченных субтекстов, как и обращение к используемым в них языковым средствам, позволяющим активизировать взаимодействие («смешение») когнитивных составляющих сознания. На основе проведённого анализа сделаны выводы о характерном для очерка как жанра типе композиции, близкой рассуждению как функционально-смысловому типу речи, об особой роли заголовочного комплекса очерка, предопределяющего дальнейшее изложение и направляющего внимание читателя, о роли включения в него поэтических текстов, об общей прагматической установке, вписывающейся в характер современных СМИ.
Ключевые слова: субтекст в тексте; композиция; интродуктивный компонент; основная и заключительная части; научно маркированные языковые средства.

МЕТОДИКА

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-3-73-81
Е. Н. Виноградова, Инь Чжаосин
Проблемы представления наречных предлогов в лексических минимумах

Статья посвящена проблемам представления наречных предлогов в нормативнометодических документах Российской государственной системы сертификационного тестирования по русскому языку как иностранному. В статье на основе анализа Лексических минимумов Элементарного, Базового и Первого уровней владения русским языком как иностранным определяются наречные предлоги, входящие в содержание обучения на соответствующих уровнях; проводится сопоставление презентации наречных предлогов в Лексических минимумах; на основе корпусных данных дается анализ реального функционирования актуальных для указанных уровней наречных предлогов как бифункциональных единиц; выявляются трудности, возникающие при прикладном лексикографическом описании данного типа бифункциональных единиц. Кроме того, в работе рассматриваются некоторые лингвистические вопросы, касающиеся природы и функционирования наречных предлогов. Материалом исследования послужили реестры наречных предлогов, выделенные из Лексических минимумов Элементарного, Базового и Первого сертификационных уровней; их презентация в указанных документах, а также данные Национального корпуса русского языка. В результате исследования выявлен целый ряд проблем, актуальных для представления наречных предлогов в нормативно-методических документах Российской государственной системы сертификационного тестирования по русскому языку как иностранному: 1) проблема равнозначности / неравнозначности наречной и предложной функций наречных предлогов; 2) проблема приоритетности наречной или предложной функции; 3) проблема определения последовательности представления лексикосемантических вариантов полисемичных предлогов; 4) проблема полифункциональных единиц; 5) проблема составных наречных предлогов; 6) проблема перевода.
Ключевые слова: наречие; предлог; наречный предлог; Лексический минимум; бифункциональная единица; полифункциональная единица; система ТРКИ.

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-3-82-91
О. А. Скрябина, Ю. А. Южакова
О профессиональном объединении преподавателей вуза и учителей русского языка

Объектом исследования в статье является процесс обучения русскому языку в средней школе, а предметом исследования — потенциал профессионального объединения преподавателей вуза и учителей русского языка. Целью исследования является поиск новых форм для создания творческого методического союза преподавателей вуза и учителей с целью обмена опытом в решении актуальных проблем обучения русскому языку (родному) в условиях обновления российского образования. В статье проводится анализ теоретических источников, практики преподавания русского языка в современной школе, предлагаются пути преодоления в обучении отрицательных тенденций. Актуальность поставленной проблемы подчеркивается: во-первых, фундаментальным значением русского языка для развития личности обучающегося; во-вторых, отсутствием у современных выпускников школы системы речевых, правописных и языковых умений; в-третьих, и это главное, существованием разрыва между накопленным теоретическим потенциалом современной методической науки (новыми подходами, методами и технологиями обучения) и практической методикой преподавания русского языка в школе. В процессе анализа поставленной проблемы обосновывается мысль о необходимости преодолеть указанное противоречие путем создания профессионального объединения преподавателей вуза и учителей русского языка. Авторы статьи делятся опытом работы информационно-методической площадки «Инициатива», представляют организационные формы ее работы. В статье рассматриваются теоретические аспекты поставленной проблемы с учетом современных данных психологии, психолингвистики, лингвистики, методики преподавания русского языка; предлагаются такие формы работы, как мастер-классы, круглые столы, научно-практические конференции, вебинары. В заключение делается вывод об эффективности работы созданного профессионального объединения, что доказывается полученными результатами. Таким образом, новая форма профессионального объединения преподавателей вуза и учителей русского языка служит защите и охране «генетического кода» образования в России.
Ключевые слова: русский язык; методика преподавания; методическая площадка; профессиональное объединение; образование.

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-3-92-102
Т. М. Обухова, С. П. Синявская, Сюй Ханьти
Интернет-тексты с компонентом нативной рекламы в разных дискурсах: лингвистические особенности и возможности использования в обучении РКИ

Статья посвящена функционированию нативной рекламы в собственно рекламном, научном и юридическом дискурсах. Авторы рассматривают контактоустанавливающие интенции в различных речевых жанрах, в которые встраивается рекламная информация. Последовательно анализируются объект рекламы, авторская модальность и образ читателя как конструктивные доминанты языковой композиции текста нативной рекламы. Кроме того, авторы статьи обращают внимание на мотивационную направленность и информационную насыщенность текста, его стилевые, композиционные и структурные компоненты. Предпринимается попытка выявить новые форматы нативной интеграции в научном и юридическом дискурсах, поскольку привычные форматы и границы естественной рекламы не вписываются в формализованную структуру научных и юридических текстов. Примером нестандартных форматов может служить открытый доступ к полнотекстовым научным публикациям, образовательным порталам и электронным ресурсам, приглашение стать членом авторского коллектива, собственно проект как способ бытия научного знания, наличие логотипа и названия компании, телефонов для связи, рекомендация адресату сделать репост в социальных сетях, смена регистров общения для демонстрации примеров из судебной практики и др. Делается вывод о том, что дискурсивное пространство непосредственно влияет на формат и границы рекламного контента, а сценарии рекламы в таком случае выступают дискурсивными элементами. В статье также представлена лингводидактическая интерпретация фрагментов, в которых встречается нативная реклама. Модель работы строится вокруг выявления рекламной интеграции, установления её интенций и смыслосодержащих форм, благодаря чему становится возможным системное, цельное понимание текста. Вместе с тем подобная работа направлена на развитие умений рассуждать, оценивать, интерпретировать полученную информацию, что представляется необходимым для формирования коммуникативной компетенции в профессиональной сфере общения. Более того, анализ нативного контента знакомит будущих иностранных маркетологов, историков, лингвистов и юристов с рабочими инструментами, предлагает современные и одновременно полезные источники для самообразования.
Ключевые слова: нативная реклама; форматы нативного контента; интернет-тексты; рекламный дискурс; научный дискурс; юридический дискурс; преподавание русского языка как иностранного.

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-3-103-112
С. Ф. Галкина, В. И. Филатова, А. С. Юсяев
Поликодовые и полимодальные тексты в профессионально ориентированном обучении РКИ

Настоящее исследование базируется на специально отобранных гетерогенных текстах. Кратко представлены существующие на современном этапе развития науки трактовки данного понятия и связанных с ним отдельных терминов. Изучаются как собственно лингвистические особенности отдельных поликодовых и мультимодальных текстов, так и те, что детерминированы сочетанием различных семиотических систем. В работе описывается семантика разнообразных невербальных элементов и их значимость для перцепции. Авторы указывают на дидактическую эффективность использования семиотически гетерогенных материалов в обучении иностранному языку. Целью статьи является представление лингвометодического потенциала поликодовых и мультимодальных текстов в сфере профессионально ориентированного обучения РКИ, поэтому в качестве материала были выбраны такие распространённые сегодня жанры, как статья на сайте научно-популярного интернет-журнала, обучающий постер на основе энциклопедической статьи, научно-популярная видеолекция. Тематика каждого из анализируемых текстов связана с отдельными профессиональными областями, что обусловило предлагаемую систему заданий, которая предназначена для работы с иностранными обучающимися, владеющими русским языком на уровнях В1–В2. При разработке заданий особое внимание уделяется не только языковым и структурносемантическим особенностям текстов, но и гетерогенным элементам, представленным наравне с собственно текстом на информационном носителе (постер, веб-страница, видео). Эти элементы также становятся объектами описания, изучения, дискуссии и т. д. Важной особенностью разработанных систем заданий является ориентация не только на репродуктивную или условно продуктивную, но и на самостоятельную исследовательскую и проектную деятельность обучающихся.
Ключевые слова: Поликодовый текст; полимодальный текст; система заданий по РКИ; профессионально ориентированное обучение РКИ; статья в интернете; постер; онлайнвидеолекция; лингводидактика РКИ.

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-3-113-120
Т. В. Цвигун
Русистика в Балтийском федеральном университете имени И. Канта: векторы научного поиска

В статье содержатся сведения об истории русистики в Калининградском регионе, приводится информация о таких направлениях научной деятельности русистов БФУ имени И. Канта, как «Когнитивная лингвистика», «Концептуальный анализ русской агиографии», «Проблемы языковой модальности», «Поэтика альтернативного художественного текста», «Лингвосемиотика и прагмасемантика дискурса». Каждый из названных векторов научного поиска характеризуется по степени актуальности научной проблематики, методологической оснащенности исследований, уровню теоретической разработанности, возможности верификации результатов проведенных исследований, их публикационной репрезентативности. Особое внимание уделяется вопросу о научной перспективности разрабатываемых направлений. Подчеркивается системность и непосредственность связи научной и преподавательской деятельности русистов университета, говорится о степени вовлеченности аспирантов, магистрантов и бакалавров в научный поиск. Выявляется воздействие академической мобильности на интенсивность и результативность научных исследований. Аргументируется вывод о продуктивности и перспективности многовекторной организации научной деятельности русистов БФУ имени И. Канта.
Ключевые слова: Балтийский федеральный университет имени И. Канта; русистика, когнитивистика; концептуальный анализ; поэтика; лингвосемиотика.

См. также в:

LINGUISTICS

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-3-4-13
Evgeniya V. Brysina, Vasilii I. Suprun
Area Studies Potential of the Don Cossack Culture and Dialect

Any living language retains its vitality as long as it exists as a dialect continuum. Modern Russian dialects, despite the constant processes of development and transformation of their units and phenomena, their interaction with each other and with the literary form of the language, do not turn into disappearing historical relics, but remain an actively functioning language system that reveals its originality, distinctive character and self-development ability. Many Russian scholars (V. M. Alpatov, T. I. Vendina, A. S. Gerd, V. E. Goldin, O. Yu. Kryuchkova, R. I. Kudryashova, L. M. Orlov, A. M. Peshkovskiy, A. P. Sdobnova, S. M. Tolstaya, N. I.Tolstoy, etc.) consider dialects as a special type of speech culture and specify the peculiarity of dialect speakers’ worldview forms, their specifi c approach to cognition and categorization of the surrounding reality. Th e special conditions of the formation and development of the Don Cossacks as a separate military and social stratum contributed to the emergence of a unique Russian sub-ethnic group. All the diffi culties of military life, the unique structure of the Cossack society with its “Cossack circle” as the highest selfgoverning body, the peculiarities of the organization of everyday life, have been refl ected in the Cossack culture and language, accumulating all the details of historical changes in Don Cossacks’ life. Ethnolinguoculturological analysis of dialect words and phrasemes suggests that dialect speakers, while creating their own unique regional dialect in the process of their semiotic activity, refl ected in it, both consciously and unconsciously, the features of their worldview and world knowledge, which ultimately made many dialect words and phrasemes culturally marked units of the idiom. Th e analyzed material convincingly proves the original idea of the high cultural value of dialect words and phrases, which gives a possibility to use these language units as a rich source of area studies information.
Keywords: Don Cossacks; ethnic subdivision; dialect; customs; traditions, social isolation; paramilitary culture; vocabulary; phraseology

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-3-14-21
Olga V. Khorokhordina
Emotivity in News Discourse with a Component of Native Advertising

The article is trying to identify the features of emotivity as a category of news discourse with the component of native advertising. A block of Lipetsk television news program, which contained a TV report and some components of commercial and business native advertising, was used as the material for the studies. Carried out in line with the cognitive and discursive approach, the compositional, contextual, semantic, associative analysis of the material made it possible to draw the following conclusions. The frequent embedding of a native advertising message in a news text is based on the proximity of their genre features. At the same time, native advertising transforms the news genre; as a result, informative strategies embodied in the news genre through an objective presentation are subordinated to a presentation strategy largely based on the embodiment of the category of emotivity. The category of emotivity in TV news discourse with the component of native advertising is mainly realized not through the emotive meanings of language units, but through actualization, association, resonance and contrast of the emotive backgrounds of reality’s fragments, reflected by verbal and non-verbal means. It also intensifi es the manifestation of the hidden emotive tone of the journalist’s speech, which ensures the implementation of native advertising in the news discourse. The category of emotivity in the TV news discourse with the component of native advertising is implemented not only at the thematic-associative level, but also at the socio-regulatory one. The appeal to the emotional imperatives cultivated in the society forms a perlocutionary emotive plot in the discourse, which inculcates in the addressee’s mind ideas that, on the one hand, the advertised object would provide an individual pleasure experience, and on the other, the demonstration of the emotions experienced would allow the consumer to acquire the image of a happy person corresponding to the most important emotional imperative for modern society. Operating with emotional imperatives in the news discourse leads both to the embodiment of hidden intentions of native advertising, and to the social affi rmation of consumer society’s emotional values.
Keywords: emotivity; emotive background; emotive tonality; emotional imperatives of society; native advertising; news discourse; discursive strategies and tactics.

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-3-22-31
Tatiana V. Anisimova, Svetlana A. Chubai
Particularities of theContrast Using in Social Advertising Discourse

The article presents some linguistic forms of social advertising texts construction, which may help to realize advertising discourse’s main idea, i.e. the opposition of two semantic and logical components: a model of behavior, which is dangerous for human life and health or is not approved by the society for ethical reasons, on the one hand, and an ideal pattern approved by society, introduced as a role model, on the other hand. All this is due to the main goal of social advertising communication: to consolidate the ideas about the desired (ideal) fragment of reality in the mind of the target addressee. The means of contrast relations expression belong to many system levels, and the authors, respectively, discuss the syntactic, visual and axiological levels. Among the linguistic forms of constructing contrast, the most frequent models are making contrast by using the negation of “ne” (not): ‘chitat’’ / ‘ne chitat’’ (to read / not to read); the opposition of the direct and fi gurative meanings of the word, and paronomasia. The semantic core of contrast is formed by antithesis. Besides the linguistic antonyms, social advertising contains a lot of contextual antonyms that are taking part in the antithesis formation. In conclusion, the authors analyze stylistic figures that help to make antithesis more expressive, such as zeugma, amphibole, and irony.
Keywords: social advertising; contrast; antithesis; basic alternative; antonyms; stylistic figures of speech.

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-3-32-41
Anna S. Korolkova
Lexical Means of Healthy Lifestyle Conceptualization in Modern Youth Media

The article is devoted to identifi cation of the lexical and semantic potential of healthy lifestyle conceptualization in youth media magazines. The purpose of the article is to analyze the semantics of lexical units of the “Healthy lifestyle” concept sphere in Russian linguoculture by exploring a sample of facts from youth online publications (magazines) through comparative analysis with data defi nitions from specialized scholarly literature. The material consists of articles from two online youth magazines editions — “Youngspace” and “YES!” — for 2008– 2019. Using the method of continuous sampling, the author identifi es some contexts containing direct and indirect nominations of the phenomena that create lexical and semantic fi elds of the “Healthy lifestyle” concept. These contexts are subject of cognitive-semantic analysis; the paper also uses general scholarly methods of describing and classifying linguistic phenomena, the method of quantitative processing of linguistic data (statistical method) and linguistic methods as such, i. e. the method of modeling cognitive and semantic fi elds, the method of cognitive interpretation of linguistic material. Methods of contextual, discursive, cognitive and semantic analysis, as well as methods of linguistic phenomena description and classifi cation were used to identify the semantic potential of the “Healthy lifestyle” concept in the youth discourse of the media. The article proposes a model for the cognitive and semantic space of the “Healthy lifestyle” concept, developed on the basis of the analysis of the collected material. Lexical units of the semantic fi eld of the “Healthy lifestyle” concept are distributed by lexical and semantic groups and are illustrated by facts taken from the youth media magazines. As a result of a comparative analysis with the logical and conceptual representation of this concept, the specifi city of the cognitive and semantic space of healthy lifestyle in the discourse of youth magazines is determined. For young people, the most important component of understanding healthy lifestyle are various manifestations of a person’s physical condition, as well as the interpretation of it as a social phenomenon, actively promoted and fashionable. Less frequent is the component “healthy lifestyle as a means to achieve an attractive appearance”, but it is not implemented in the logical and conceptual structure of the concept, which has been modeled earlier on the basis of dictionary and encyclopedic defi nitions analysis.
Keywords: youth discourse in media; healthy lifestyle; cognitive and semantic model; lexical and semantic group.

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-3-42-49
Natalia A. Afanasyeva, Tatiana A. Magamedova
“The Linguistic Taste of the Epoch” and its Refl ection in the Slang
Dictionary: on the Material of the Film Magazine “Eralash”
The article poses the problem of identifying a special group of conversation and slang vocabulary and phraseology, reflecting the “linguistic taste” (or linguistic fashion) of particular epoch, and tests the possibility to create in the dictionary of conversation and slang speech an entry of “epoch’s linguistic taste” category. The purpose of such lexicographical description is to identify and present the dynamics of colloquial and slang vocabulary layer, being rapidly renewed under the influence of the linguistic fashion, and used in everyday communication by a small circle of speakers, usually from younger generation, but understandable by a wide range of native speakers. The “linguistic taste of the epoch” category is defined for conversation and slang vocabulary, with due account of its “chronological markedness”, “common understandability” of the word, as well as the “popularity” of its use among young people and adolescents in a particular epoch. The article proposes the structure of an entry that would reflect dynamics of conversation and slang vocabulary popular in different historical periods; it also attempts to identify and describe the dynamic processes in the vocabulary, popular in the second half of the 20th – early 21st century, based on episodes from “Yeralash” film magazine. The following principles of lexicographical description are laid down: the entries are arranged according to the spheres of communication, where “words-other people”, “words-things”, “words-situations” and “words-relationships” are presented separately. The lexical material within each entry is organized on the basis of the chronological markedness of the vocabulary. Lexical units are presented in an entry section, which corresponds to the particular time. The word of the codified language, which is a dominant of the given synonymic row, is proposed as the entry’s catchword. Vocabulary research based on the material of “Yeralash” film magazine makes it possible to conclude that the units of slang vocabulary in the episodes shot in 1991–2000, i.e. in the time of the most active processes in Russian vocabulary, are much less common than in the 1980s and 2000s. The reason for this phenomenon may be that the vocabulary, felt like slangy in 1991–2000, passed into the category of slang just in 2000–2014, and it allowed the screenwriters to include it into the speech of the children’s film magazine characters.
Keywords: the dictionary of colloquial and slang vocabulary; “the linguistic taste of the epoch”; film magazine “Eralash”.

LANGUAGE AND LITERATURE

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-3-50-58
Marina Yu. Elepova
The Wanderins in the North as a Spiritual Feat: St. Varlaam Keretsky and Russian Traveler Fedor Konyukhov

The article discusses the life of Varlaam Keretsky, the Saint from the Russian Arctic region, who made his feat of the penitential three-year journey in the White Sea and the Arctic Ocean; and also the spiritual meaning of the travels of the famous Russian extreme sports lover Fedor Konyukhov — the admirer and the heir of the marine works of St. Varlaam. The author exploits ethnocultural, ethnogeographic and religious studies approaches. Arctic voyage, staying in the water element of the northern latitudes is marked in the “Life of St. Varlaam” and in Konyukhov’s works in a single metaphysical and axiological key as a form of ascetic act. In the unique hagiobiography of Varlaam Keretsky, his continuous sea voyage with the corpse of his wife killed by him appears as a penance unheard in the Christian world, which leads him to attain sainthood. The miracles made by the saint as an element of the hagiographic discourse are mostly associated with salvation on the waters, which determined the status of St. Varlaam as the patron saint of Pomor seafarers in the Russian North. Fedor Konyukhov, whose father was Pomor, becomes not only an admirer of the feat of St. Varlaam as an expert in northern hagiography, but followed in his footsteps in conquering the oceanic elements. The central idea of his books on northern travels is acquiring penitential self-knowledge and knowledge of God. Th e author highlights specifi c features of Konyukhov’s writings as examples of spiritual prose: theocentrism, didacticism, Christian spiritual and moral value paradigm, biblical reminiscences. In addition, there are also special marks of hagiographic discourse: stories about miracles and visions. Sometimes the hero appears as a participant of the events of sacred history. The wanderings of the 16th century saint and the traveler of our time in the North are regarded as the paths to the primary phenomenon of Christian religious experience.
Keywords: St. Varlaam Keretsky; Fedor Konyukhov; the Polar and Arctic area; pilgrimage phenomenon; hagiographic traditions; spiritual prose.

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-3-59-66
Svetlana S. Vaulina, Daria A. Serganova
Text-forming Function of the Author’s Modality in the “Teaching of St. Serapion”»

The article applies an anthropocentric approach in linguistics to analyze the category of the author’s modality in the Old Russian literary work “The Teachings of St. Serapion”, which belongs to the genre of oratorical prose. Serapion was a prominent religious fi gure, a bishop in the city of Vladimir in the 13th century. The purpose of the article is to consider the content plan of the author’s modality in the specifi ed manuscript and the linguistic means of its expression. A number of tasks are solved in the article to achieve this purpose. Firstly, it is a discussion of the controversial points in understanding of the category of author’s modality, which is defi ned as a text-forming category. Secondly, substantiating the diff erence in the content of the terms “author’s modality” and “author’s image”. Thirdly, determining the connection of the author’s modality with the texts’ genre specifi cs, which is also can be found on the ancient stage of the existence of the Russian language. Finally, justifying the use of the term “oratorical prose” and characterization of the content plan of the author’s modality in “Th e Teachings”. Serapion’s patriotism and feelings about the fate of his Motherland during the TatarMongol invasion and the feudal fragmentation of Russia, as well as the author’s loyalty to Christian ideals are the ideological core of this work. The linguistic means of expressing author’s modality are established with the help of the method of contextual and functional-semantic analysis. Such linguistic means consist of modal-evaluative vocabulary, that characterizes the consciousness of a religious person of the Middle Ages, as well as syntactic structures that include complex sentences with the meaning of conditions and elements of expressive syntax, such as rhetorical questions and exclamations, which are used together in order to reveal the author’s personality and oratorical skills.
Keywords: author’s modality; text modality; the Old Russian literary works; the Old Russian genres; oratorical prose; Serapion Vladimirsky.

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-3-67-72
Tang Zhen
Information Structure of a Popular Scientifi c Essay: on the Material of Essays on the Th eme of Nature in the Journal “Science and Life”

The author argues that complex composition of texts of popular science essays revealed as a result of linguistic research, including scientific, journalistic, artistic and everyday life subtexts, raised the question of the motives of addressing them and their real interaction in the text, which directed the research interest in the composition of essays with subsequent modeling of their information structure, which refl ects the order and methods of introducing information. All this, in turn, determined attention to trends in the targeted selection and use of language tools. It turned out to be important to observe the type of composition, which until now remained in the shadow of the event type of narrative, which was dominant in texts and was associated with a poetic test. The semantic analysis determined the appeal to the types of linguistic meanings, among which the event and the fact turned out to be signifi cant. Taking these circumstances into account made it possible to follow the logical development of thought, implemented in the text of the essay, and substantiate the regularity of including in it the noted subtexts, as well as the appeal to the linguistic means used in them, allowing to activate the interaction (or “mixing”) of the cognitive components of consciousness. The analysis makes it possible to draw conclusions about the type of composition characteristic of the essay as a genre, which is close to argument as a functional and semantic type of speech, about the special role of the headline complex of the essay, which determines the further presentation and directs the reader’s attention, about the role of including poetic texts in it, about the general pragmatic attitude that fits into the nature of modern media.
Keywords: subtext in the text; composition; introduction component; main and fi nal parts; scientifi cally labeled language means.

METHODOLOGY

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-3-73-81
Ekaterina N. Vinogradova, Yin Zhaoxing
Presentation of Adverbial Prepositions in Basic Dictionaries: Main Concerns

The article is devoted to the problems of adverbial prepositions presentation in the standard methodological documents of the State testing system for Russian as a foreign language (TORFL). The adverbial prepositions, presented in the Basic dictionaries of the Elementary, Basic and First certificated levels of TORFL, are elicited. The article carries out the comparison of adverbial prepositions presentation in the Basic dictionaries of three mentioned levels; gives an analysis of real functioning for these adverbial prepositions as bifunctional units based on data of Russian National Corpus; reveals the difficulties arising in applied lexicographic description of this type of bifunctionals. In addition, the article examines some linguistic issues related to the nature and functioning of adverbial prepositions. The study revealed a number of problems, which are relevant for the presentation of adverbial prepositions in standard methodical documents of TORFL system: 1) the problem of equivalence / non-equivalence of adverbial and prepositional functions; 2) the problem of priority of adverbial or prepositional function; 3) the problem of determining the presentation order for polysemantic prepositions; 4) the problem of polyfunctional units; 5) the problem of compound adverbial prepositions; 6) the translation problem.
Keywords: adverb; preposition; adverbial preposition; basic dictionaries; bifunctional unit; polyfunctional unit; TORFL system.

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-3-82-91
Olga A. Scriabina, Yulia A. Yuzhakova
About the Professional Association of University Teachers and Teachers of the Russian Language

The authors explore Russian language teaching process in high school, trying to discover the potential of the professional association of university professors and Russian language teachers. The purpose of the research is to find out new forms for making a creative methodological union of university professors and Russian language teachers in order to exchange experience in solving urgent problems of teaching Russian as a native language under the conditions of renewal of Russian education. The article analyzes theoretical sources, the practice of teaching Russian in modern school, and suggests methods of overcoming negative trends in teaching. The urgency of the problem is emphasized, firstly, because of the fundamental importance of the Russian language for the development of the student’s personality; secondly, because the lack of a system of speech, spelling and language skills among school graduates; thirdly, and this is the main point, there is a gap between the accumulated theoretical potential of modern methodological scholarship — new approaches, methods and teaching technologies — and the practical methodology of teaching Russian at high school. In the process of analyzing this problem, the authors promote the idea to overcome this contradiction by creating a professional association of university professors and Russian language teachers. The authors share their experience of using information and methodological platform “Initiative”, presenting the organizational forms of its work. The article considers the theoretical aspects of the problem posed taking into account modern data of psychology, psycholinguistics, linguistics, methods of Russian language teaching; they off er such forms of work as master classes, round tables, scholarly and practical conferences, webinars. In conclusion, the authors conclude about the effectiveness of the work of the professional association, which is proved by the obtained results. Thus, a new form of professional association of university professors and Russian language teachers serves to protect the “genetic code” of education in Russia.
Keywords: Russian language; teaching methods; methodological platform; professional association; education.

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-3-92-102
Tatiana M. Obukhova, Svetlana P. Sinyavskaya, Xu Hanti
About the Professional Association of University Professors and Russian Language Teachers

The article is devoted to the functioning of native advertising in the actual advertising, scientifi c and legal discourses. The authors explore contact-establishing intentions in various speech genres, where advertising information is embedded. The object of advertising, the author’s modality and the image of the reader are analyzed as constructive dominants of the language composition of native advertising text. In addition, the authors pay attention to the motivational orientation and information saturation of the text, its stylistic, compositional and structural components. An attempt is made to identify new formats of native integration in scientifi c and legal discourses, since the usual formats and boundaries of natural advertising do not fi t into the formalized structure of scientifi c and legal texts. Examples of non-standard formats are open access to full-text scientifi c publications, educational portals and electronic resources, an invitation to become a member of the author’s team, the project as a form of scientifi c knowledge, the presence of a logo and a company name, telephone numbers for communication, a recommendation to the addressee to make a repost in social networks, changing communication registers to demonstrate examples from judicial practice, etc. It has been found that the discursive space directly aff ects the format and boundaries of advertising content, and advertising scripts in this case are acting as discursive elements. The article also presents a linguodidactic interpretation of fragments with native advertising. The work model is built around the identifi cation of advertising integration, the establishment of its intentions and semantic forms, which makes possible the systematical holistic understanding of the text. At the same time, such work is aimed at developing the skills to think, evaluate and interpret the information received, which is necessary for the formation of communicative competence in the professional sphere of communication. Besides, the analysis of native content acquaints future foreign marketers, historians, linguists and lawyers with working tools, off ers modern and at the same time useful sources for self-education.
Keywords: native advertising; native advertising formats; Internet texts; advertising discourse; scientifi c discourse; legal discourse; teaching Russian as a foreign language.

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-3-103-112
Svetlana F. Galkina, Vladislava I. Filatova, Alexey S. Yusaev
Multimodal and Multimedia Texts in Professionally Oriented Teaching of Russian as a Foreign Language

The study is based on specifi cally selected semiotically heterogeneous texts. Th e interpretations of the concept and related terms being used at the current stage of the development of science are briefl y presented. The authors study both the linguistic features of multimodal and multimedia texts and those that are determined by a combination of various semiotic systems. The paper describes the semantics of various nonverbal elements and their signifi cance for perception. The authors point to the didactic eff ectiveness of the use of semiotically heterogeneous materials for teaching a foreign language. The purpose of the article is to present linguistic and didactic potentials of multimodal and multimedia texts in the fi eld of professionally oriented teaching of Russian as a foreign language. Therefore, such popular genres as an article in a popular science online magazine, an educational poster based on an encyclopedic article and a popular science online video lecture were chosen for analysis. The subject matters of each of the analyzed texts are related to particular professional areas. As a result, the authors propose for each text a set of activities developed for the Russian as a foreign language teaching of the students at CEFR levels B1- B2. In its development, there is a particular focus not only on the linguistic and structural-semantic features of the texts but also on heterogeneous elements represented on equal footing with the verbal part through the medium of information (poster, web page and video). Th ese elements become the objects of description, study, discussion, etc. An important feature of the developed sets of activities are orientation not only towards reproduction or conditional production but also towards students’ independent research and project work.
Keywords: multimodal text; multimedia text; set of Russian language exercises; Russian as a foreign language for professional communication; web article in Russian language teaching; poster in Russian language teaching; online video lecture in Russian language teaching; Russian as a foreign language didactics.

LANGUAGE AND CULTURE

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-3-113-120
Tatiana V. Tsvigun
Russian Studies at the Immanuel Kant Baltic Federal University: Vectors of Research

The article contains a detailed analysis of Russian studies in the Kaliningrad region, describing directions, or vectors, of research as pursued by the scholars of the Immanuel Kant Baltic Federal University in the fields of cognitive linguistics, conceptual analysis of Russian hagiography, language modality, poetics of contemporary Russian literature, linguistic semiotics and pragmatic semantics of discourse. Each of the vectors specified above is discussed in terms of the relevance of issues tackled by the scholars, their methodological approach, level of theoretical elaboration, the possibility of verifying the research results, and, finally, of their publications representativeness. Special attention is paid to the discussion of research perspectives of the areas being developed. Another issue under scrutiny is whether the connection between research and teaching is deep and systemic with each of the vectors: especially through the lens of student involvement in research activity at all levels of education, from bachelor to post-graduate. The influence of academic mobility on the intensity and effectiveness of research activity is also demonstrated. The paper draws conclusions about the general productivity and prospects of the multi-vector model of research adopted within the area of Russian studies at the Immanuel Kant Baltic Federal University.
Keywords: Immanuel Kant Baltic Federal University; Russian studies; cognitive science; conceptual analysis; poetics; linguistic semiotics.

See also in: