Мир русского слова. 2021. № 4

ЛИНГВИСТИКА

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-3-4-13
Т. М. Шкапенко, Е. В. Зубрицкая
Гибридные номинации в лингвистическом ландшафте г. Калининграда

В статье описываются техники гибридной номинации, используемые в названиях предприятий индустрии красоты г. Калининграда. Определяются основные конститутивные черты феномена языковой гибридизации и дается общая типология гибридных номинаций. Использование элементов различных языковых систем в рамках одного наименования характеризуется как моносемиотический уровень гибридизации. Номинации, состоящие из элементов, принадлежащих к гетерогенным знаковым системам, одна из которых не является лингвистической, относятся к полисемиотическому уровню. Языковой материал, почерпнутый из перечней торговых заведений Калининградской области, описывается с точки зрения указанных уровней и используемых техник гибридизации. В результате проведенного количественного анализа устанавливается, что абсолютное большинство гибридных номинаций представляет собой использование английских слов и словосочетаний в их оригинальном написании. К менее распространенным способам изобретения гибридов относятся латинизация русских слов и кириллизация английских, а также сочетание в одной номинации разноуровневых элементов русского и английского языков. Широко распространенная тенденция к синтаксическому склеиванию лексем в рамках одного названия объясняется влиянием интернетпрактик слитного написания автономных лексических единиц. Среди полисемиотических номинаций выделяются гибриды, сочетающие вербальные элементы с цифровыми и графическими. Номинации игрового характера основаны на использовании лингвокреативного потенциала единиц различных знаковых систем. Делается вывод о преобладании в наименованиях калининградских предприятий индустрии красоты гибридных лингвистических техник, что связано со стремлением номинатора выделить собственное заведение из общей конкурентной среды, вызвать интерес потребителя и извлечь максимальную коммерческую прибыль.
Ключевые слова: языковая гибридизация; гибридные номинации; лингвистический ландшафт; эмпоронимы.

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-4-14-21
Сюй Юйвэй
Типологическое изучение предиката состояния с опорой на его семантические признаки

Статья посвящена дискуссионной проблеме — типологии предикатов состояния в русском языке. Актуальность работы заключается в том, что в ней рассматриваются критерии, на основании которых может быть построена семантическая классификация, опирающаяся на синтаксический анализ указанного типа предикатов. Следовательно, целью статьи становится выделение таксономических типов указанных предикатов на фоне значения актуализированных семантических признаков, присущих этим языковым единицам. Методологической основой исследования служит гипотеза выделения семантических признаков, выдвинутая О. Н. Селиверстовой и Т. В. Булыгиной, а также тезис Д. Дэвидсона, что дает возможность отличить предикаты состояния от других предикатов. В качестве материала исследования выступают извлеченные из Национального корпуса русского языка и Твиттера тексты с предикатами состояния. Рассмотренные нами исследования и материал позволяют утверждать, что в современном отечественном языкознании наметилась тенденция к изучению сущности предикатов в типологическом аспекте. Новизна статьи заключается в использовании модели речевого акта для описания предикатов с учетом того, что предикаты состояния обусловлены такими семантическими признаками, как неагентивность, фазовость, статичность и квантифицируемость, ограниченные темпорально-пространственной локализацией. С этих позиций в статье делается вывод о том, что общее грамматическое значение предикатов состояния связано с выражением состояния в самом широком его понимании (состояния человека, животного, природы и окружающей среды, модальной оценки состояния субъекта) с присущей ему нединамичностью.
Ключевые слова: типологическое изучение; предикаты состояния; семантические признаки; динамичность и статичность; синтаксическая типология; модель речевого акта.

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-4-22-30
Е. Н. Куликовская
К вопросу об иллокутивной силе перформативных глаголов в заговорах

Настоящая работа представляет собой продолжение наших исследований перформативности заговора. Актуальность обусловлена наличием методологических проблем, связанных с перформативной лексикой, в заговоре проявляющей свои характерные свойства, позволяющие внести уточнения в общую проблему её вычленения. Рассмотрение иллокутивной направленности заговоров и отдельных речевых актов в составе заговоров позволяет сделать шаг к установлению критериев разграничения заговорных перформативных и неперформативных лексических единиц. Предметом данного исследования является иллокутивная сила перформативных глаголов в заговорах. Заговоры анализируются нами как косвенные речевые акты. В соответствии с теорией речевых актов мы выделяем структурно-семантические типы высказываний, которым соответствует определённая иллокутивная направленность (эксплицитные формы просьбы, приказа и пр.), хотя и при отсутствии строгой симметрии между иллокутивной силой и вербальной формой. Для высказываний, в которых передача иллокутивной силы высказывания происходит посредством не «своей» вербальной формы, мы используем термин «косвенный речевой акт». В статье рассматривается соотношение иллокутивной силы заговоров и использованных в них перформативных глаголов (приказываю, прошу, заговариваю, заклинаю, молю, призываю). Проанализированы случаи иллокутивной разнонаправленности заговорного речевого акта, оформляемого перформативным глаголом, который при употреблении в ритуально-магическом контексте, превращают просьбу в заговор. Привлечение заговорного материала позволяет расширить представление о перформативном глаголе и включить в состав перформативов заговорные магические акты, совершаемые с использованием речи: акты физического воздействия на объект, например, очищения или разрушения, акты ритуального движения, изменения состояния объекта и его перемещения (умываюсь, подрезаю, стрелю, перерубаю, секу, запираю, бросаю, черпаю, заламываю, облакаюся, топчу). В результате наблюдения за иллокутивными характеристиками перформативных заговорных глаголов была выстроена их классификация с выделением лексико-семантических групп.
Ключевые слова: русские перформативные глаголы; иллокутивная сила; лингвистическая прагматика; русские заговоры.

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-4-31-37
А. А. Моисеева
Оценочные наречия как средство выражения аномалии

В статье рассматривается роль оценочных наречий в формировании семантики отклонения от нормы. Такие известные исследователи как Е. М. Вольф, Ю. Д. Апресян и Н. Д. Арутюнова определяют норму и противостоящую ей аномалию как лингвоаксиологические категории. Известно, что норма довольно слабо представлена в языке, в отличие от ее антиномии. Нарушения привычного хода событий, нечто необычное и не вписывающееся в рамки стандарта вызывает у носителей языка больший интерес и, соответственно, чаще обсуждается. Несмотря на то, что категории оценки в целом посвящено множество работ в самых разных направлениях лингвистики, в том числе в лингвокультурологии, теории функциональной грамматики, в когнитивной лингвистике и др., оппозиция «норма-аномалия» все еще мало описана. Актуальность исследования, таким образом, заключается в необходимости более полного изучения средств выражения нормы и аномалии в русском языке. В настоящей работе осмысляются разные подходы к определению аномалии. Особое внимание уделяется специфичным средствам выражения аномалии на лексическом уровне русского языка. Подвергается анализу взаимосвязь категорий оценки и интенсивности, а также способы формирования семы аномалии в структуре лексического значения наречий. Определяется специфика выражения наречий-интенсификаторов типа слишком, излишне, чересчур на примерах идиом и цитат из текстов художественной литературы, а также выявляются закономерности в лексической сочетаемости рассматриваемых наречий. Подвергаются анализу экспрессивно-оценочные возможности фразеологизмов. Представленные результаты вносят вклад в теорию лингвистической категории оценки.
Ключевые слова: категория оценки; интенсивность; оценочные наречия; норма; аномалия; семантика; фразеология.

ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-4-38-46
Н. В. Карева, Е. М. Матвеев
Тропологические замещения имени в русской поэзии XVIII века: именования Г. А. Потемкина и Е. И. Пугачева в панегирике и инвективе

В рамках статьи на примере различных форм именования двух исторических персонажей — Григория Потемкина (1739–1791) и Емельяна Пугачева (1742–1775) — исследуются принципы тропологического замещения имени в русской поэзии XVIII века. Рассматриваются три разновидности тропологических замен: антономазия, олицетворение и перифраза. Cпособы именования Потемкина многообразны. Наиболее частотным является называние героя по фамилии, иногда — с добавлением титула или военного чина. Появление тропологических замещений — в первую очередь, разнообразнейших перифраз – связано с воспеванием его как полководца, государственного деятеля и покровителя искусств. Иногда само имя Потемкин становится антономазией со значением ‘грозный военачальник’. Фамилия Пугачев, а также гипокористическое имя Емелька часто используются в расширенном метонимическом значении: ‘Пугачев и его войско’. Сам исторический персонаж чаще именуется через перифразы и антономазии и лишь изредка – по фамилии. В произведениях Сумарокова и Державина Пугачев сопоставляется со знаменитыми самозванцами прошлого — Разиным, Отрепьевым, Смердисом. Ряд использованных в поэтических текстах апеллятивов фиксируются также в официальных документах 1770-х гг., в том числе в вынесенном Пугачеву приговоре. Представленный материал демонстрирует, что большая часть семантических переосмыслений имени связано с уподоблением одного персонажа другому — эта идея в русской поэзии XVIII века реализуется в олицетворениях, перифразах и антономазиях. Разнообразные по форме тропологические замещения имен позволяют панегирику сформировать образ идеальной реальности, а инвективе — реализовать функцию обличения.
Ключевые слова: XVIII век; русская поэзия; Потемкин; Пугачев; панегирик; инвектива; тропологические замены; собственные имена.

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-4-47-54
Н. А. Бородина
Номинация Иисуса Христа в поэтическом наследии И. А. Бунина

В статье предпринята попытка рассмотреть языковые средства номинации Иисуса Христа в лирике И. А. Бунина, определить роль выявленных онимов в выражении авторского замысла. Анализу подверглось свыше 30 ономастических единиц, обнаруженных в бунинских поэтических текстах 1886–1953 гг. Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что рассмотрение сакральных имен, использующихся поэтом для наречения Богочеловека в христианстве, было произведено впервые. При номинации Иисуса Христа И. А. Бунин опирается на существующие в христологии представления о Спасителе (например, Агнец, Господь, Жених, Сын Человеческий, Альфа и Омега, Свете тихий и др.), на фоновые знания о значимых событиях Его земной жизни (например, Распятый, Младенец, Ребенок и др.), на приписываемые Ему нравственные характеристики (например, Благословенный, Пречистый, Смиренный, Скорбный и др.). В качестве источников заимствования теонимов выступают тексты Нового Завета, агиографические тексты, тексты православных песнопений. Сакральные имена, извлеченные из лирического наследия И. А. Бунина, охарактеризованы с точки зрения структуры. Выделены простые онимы, представленные образованиями разной природы (отонимные, отапеллятивные, отадъективные и отместоименные), и составные онимы, представленные тремя моделями («имя существительное + имя прилагательное», «причастие + имя существительное», «имя существительное + имя существительное»). Имя Иисуса Христа в поэтическом наследии И. А. Бунина актуализирует три мотива: мотив божественного ребенка, мотив страдания и распятия, мотив воскресения.
Ключевые слова: И. А. Бунин; поэзия; поэтическая ономастика; имя собственное; номинация; теоним; Иисус Христос.

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-4-55-64
А. С. Фалеева
Лексема
весна как средство образной репрезентации внутреннего состояния человека
В настоящей статье рассматривается семантическое развитие слова весна на материале словарных толкований и текстов русской поэзии XIX века. Актуальность исследования обусловлена его обращённостью к проблемам лексической семантики и недостаточно изученным аспектам русской национальной (поэтической) картины мира. Цель исследования состоит в том, чтобы проследить появление и закрепление у лексемы весна переносного метафорического значения ‘внутреннее состояние человека’. На основе компонентного анализа дефиниций 12 толковых словарей XVIII–XXI вв. и лингвостилистического анализа 270 поэтических контекстов XIX в., извлечённых из поэтического подкорпуса Национального корпуса русского языка, делается ряд выводов об особенностях семантики и функционирования лексемы весна в русском языке. Показано, что в толковых словарях лексема весна имеет от 1 до 4 значений, при этом в большинстве дефиниций присутствуют семы а) прямого темпорального значения ‘переходное время года’ и б) переносного метафорического значения ‘физическое состояние’ (молодость) и / или ‘эмоциональное состояние’ (пора расцвета, душевного подъема). Новизна исследования состоит в том, что в нём впервые описывается система языковых средств, в окружении которых лексема весна обретает метафорическое значение ‘внутреннее состояние человека’, и характеризуются признаки «весны в душе» или «весны в жизни» человека: это состояние счастливое («золотое»), временное, переходное, быстротечное, неуловимое, но возвратимое. Весна в поэтических текстах метафорически концептуализируется как «воздух» или «жидкость», проникающая в «контейнер» сердца, души или тела. Результаты исследования могут заинтересовать как лингвистов, так и литературоведов и могут быть учтены в ходе дальнейшего изучения лексико-семантической системы русского языка.
Ключевые слова: лексема весна; компонентно-дефиниционный анализ; семантическое развитие слова; метафоризация; внутреннее состояние; переходное состояние; русская поэзия XIX века.

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-4-65-72
В. А. Ефремов
Культурная память и прецедентные феномены: случай Ф. М. Достоевского

Актуальный для широкого круга гуманитарных наук междисциплинарный феномен культурной памяти до сих пор не получил адекватной методики лингвистического исследования, хотя именно филологии семиотики (Я. Асман, А. Асман, Ю. М. Лотман и др.) подвели под исследование этого вида социальной памяти собственно научный фундамент. Представляется, что мощным орудием лингвистических исследований культурной памяти может стать теория прецедентных феноменов, восходящая к работам ак. Ю. Н. Караулова и его последователей. В статье с опорой на теоретическое описание современных концепций культурной памяти и прецедентности фрагментарно представлены результаты проведенного группой петербургских филологов лингвосоциологического эксперимента, цель которого — анализ интертекстуального тезауруса русскоязычных старшеклассников и студентов. Небольшая часть материалов эксперимента, представленных в данной статье, достаточно репрезентативно позволяет установить, какие и в какой степенисохранности восходящие к творчеству Ф. М. Достоевского прецедентные феномены продолжают сохраняться в языковом сознании молодого россиянина. Полученные в ходе эксперимента результаты амбивалентны: с одной стороны, они обнаруживают хорошую сохранность ряда прецедентных феноменов (прежде всего, связанных с базовым курсом школьной литературы: «Преступление и наказание», Раскольников, «Тварь я дрожащая или право имею?»), с другой стороны, они убедительно доказывают несформированность долговременной памяти о глубоком содержании самих художественных текстов и отсутствие индивидуально-личной апроприации русских классических текстов, что в ряде случаев может привести к квазипрецедентности тех или иных фрагментов культурной памяти в языковом сознании современного молодого россиянина.
Ключевые слова: культурная память; прецедентные феномены; Достоевский; лингвосоциологический эксперимент.

МЕТОДИКА

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-4-73-81
Е. И. Целикова, Е. Р. Ядровская
Вопросы методики преподавания литературы и новая актуальность

В статье рассматриваются ключевые тенденции современной методики преподавания литературы, её «болевые» точки. Кризисное состояние преподавания литературы авторы объясняют не только «убылью» читателя, но и смешением стратегий чтения, распространением таких школьных читательских практик, которые не свойственны восприятию художественного текста. Активно внедряемая в современный урок литературы задача формирования различных видов функциональной грамотности — коммуникативной, бытовой, правовой, информационной не только противоречит художественной рецепция, но и искажает основную цель литературного образования — литературное развитие читателей-школьников с его центральным «механизмом» — анализом произведения. На этапе анализа осуществляется подмена сложной аналитической работы над текстом, вдумчивой практики «медленного чтения» различными видами её организации, в значительной мере связанными с необоснованным применением инноваций. Авторы отмечают, что негативные тенденции усиливаются еще и потому, что среди большой части учителей утрачено представление о содержании читательской подготовки школьников, о закономерностях литературного развития, об особой природе школьного анализа произведения. Критический разбор диалогических ситуаций уроков литературы показал их зависимость от социологической, этической проблематики прошлого, не связанной с современностью. Русская классика требует от читателя высокого напряжения мыслей и чувств. Но, как отмечается в статье, современные читатели склонны избегать сложных произведений, тем и проблем, предпочитая уходить в облегченную текстовую или виртуальную реальность. Материалом для исследования послужили опыт работы со школьниками авторов статьи, анализ современной методической литературы, анализ конспектов уроков и сайтов учителей литературы.
Ключевые слова: методика преподавания литературы; школьное литературное образование; чтение; литературное развитие; школьный анализ; технологии; урок литературы.

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-4-82-92
О. А. Казьмина, М. В. Матвеева, В. В. Патанина
Обучение студентов аналитико-синтетическим методам работы с научным текстом на занятиях РКИ (на примере создания аннотации, реферата, рецензии)

В статье на материале научных текстов по специальности изучается возможность обучения иностранных студентов старших курсов созданию текстов вторичных жанров (аннотации, реферата, рецензии) на занятиях по русскому языку как иностранному. Основное внимание акцентируется на проблеме аналитико-синтетической переработки первичных текстов и их лингводидактического потенциала. Актуальность обучения данным умениям и навыкам продиктована не только учебными программами, но и особенностями века цифровых технологий, где ценится скорость, краткость и однозначность. Целью статьи является описание методов продуцирования и использования вторичных текстов научных жанров в качестве лингводидактического и методического материала, способствующего овладению языковыми средствами научного стиля, навыками создания собственных научных текстов различных жанров. В качестве исследуемого материала были выбраны статьи научного и научно-популярного жанра по медицине, литературоведению и журналистике. При составлении заданий по работе над текстами использовался метод аналитико-синтаксической переработки документа. Для реализации лингвометодического потенциала текстов по специальности составлены примеры предтекстовых, притекстовых и послетекстовых заданий, соответствующие уровню языковой подготовки студентов В2. Разработанная на данной основе система языковых и речевых упражнений, входящая в структуру лингводидактического анализа вторичного текста, поможет иностранным учащимся сформировать знания о жанровых особенностях научного стиля и структуре аннотации, реферата и рецензии. Развитие данных умений происходит во взаимосвязи всех речевых видов деятельности. У иностранных учащихся будут сформированы навыки анализа социально значимых проблем и процессов; логического, смыслового и аргументированного анализа текста, выделения главной и второстепенной информации, умения передать информацию в устной и письменной форме в соответствии с определенным алгоритмом свертывания информации и передачи ее во вторичном тексте. Новизна работы состоит в выявлении лингвометодического потенциала научных статей в освоении языка специальности и системного изучения вторичных жанров письменной речи научного стиля.
Ключевые слова: русский язык как иностранный; научный текст; вторичный текст; аннотация; реферат; рецензия.

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-4-93-100
Нам Хе Хён, О. С. Храброва
Использование инфографики на занятиях по лингвокультурологии: из опыта работы в корейской аудитории

В статье рассматривается роль лингвокультурологического подхода в обучении русскому языку как иностранному и также анализируется потенциал инфографики как учебного материала. Авторы подчёркивают, что изучение языка является в первую очередь изучением культуры, транслируемой им, поэтому включение элементов культуры в учебный материал является актуальным и важным. В статье уделено внимание сочетанию лексики, грамматики и лингвострановедческого материала как одному из методов, который помогает формировать у учащихся более полную языковую компетенцию. На занятии по лингвокультурологии преподаватель должен представить информацию по культуре страны изучаемого языка и привлечь учащихся к разговору по этой теме. Инфографика, будучи поликодовым текстом, оптимально служит этой задаче, так как она воздействует на зрительный канал, представляет сложные данные в краткой и наглядной форме, что способствует формированию у учащихся навыка вести дискуссию и также повышает интерес к стране изучаемого языка. Помимо этого, в статье уделено внимание инфографике как основе для создания новых упражнений в зависимости от лексико-грамматического контекста занятия. Авторы делятся практическим опытом использования инфографики на занятиях по лингвокультурологии в корейской аудитории и также предлагают некоторые методические рекомендации по использованию инфографики при обучении русскому языку как иностранному. В статье делается вывод о том, что в целом применение инфографики даёт возможность более эффективно достигать поставленных целей и задач.
Ключевые слова: преподавание в Южной Корее; лингвокультурологический подход; инфографика; поликодовый текст; межкультурная компетенция.

РЕЦЕНЗИИ

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-4-101-103
Д. А. Щукина, Т. Б. Авлова
Рецензия на пособие Дёрнеи З. Опросники в исследованиях по изучению второго языка: создание, проведение, обработка

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-4-104-107
Г. В. Ануфриева
Рецензия на монографию Е.А. Косых. «Тьюдная бутва», или Лингвистика детского речевого произведения»

ХРОНИКА

Юбилеи Некрасова и Достоевского отметили конференцией в РГПУ

Проект «Русский язык в открытом образовательном пространстве»

Международная научная конференция «Актуальные вопросы современной лингвистики: Тихоновские чтения»

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-4-108-120
Е. Е. Анисимова, Т. К. Веренич, И. В. Евсеева
Филология в Сибирском федеральном университете: будущее в настоящем

В статье анализируются ключевые направления развития филологической науки в Сибирском федеральном университете, который был создан в 2006 году. Филологические достижения ученых Института филологии и языковой коммуникации, безусловно, восходят к научным изысканиям и традициям, заложенным филологами Красноярского государственного университета, который выступил базой создания федерального вуза. В работе основной упор сделан на характеристику современного состояния филологической науки в СФУ, ориентированной на решение теоретических и прикладных проблем лингвистики и литературоведения. Лингвистика в СФУ направлена в большей степени на решение проблем междисциплинарных наук — когнитивной и социо- и психолингвистики, лингвокультурологии, дискурсологии. Особое внимание уделяется проблемам речеведения и экологии языка. Активно развивается новое научное направление — лингвистика информационно-психологической войны. Область научных интересов литературоведов СФУ связана с проблемами сюжетной типологии, литературного канона, жанрологии, социологии литературного развития, регионалистики, компаративистики русской и западных литератур. Одним из важнейших направлений красноярских филологов является ориентация на лингво-дидактическую деятельность — обучение русскому языку как иностранному. С целью продвижения и популяризации русского языка и культуры среди иностранных граждан в России и за рубежом в СФУ был создан Центр открытого образования на русском языке «Сибирь.ру».
Ключевые слова: филология; теоретическая и прикладная лингвистика; литературоведение; речевая коммуникация; лингвокультурология; лингвоэкология; лингвистика информационно-психологической войны; литературная регионалистика; буниноведение; русский язык как иностранный.

См. также в:

LINGUISTICS

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-3-4-13
Tatiana M. Shkapenko, Ekaterina V. Zubritskaya
Hybrid Nominations in Linguistic Landscape of Kaliningrad City

The article describes the techniques of hybrid nomination used in the titles of the Kaliningrad beauty industry enterprises. The authors determine basic constitutive features of linguistic hybridization phenomenon and propose a general typology of hybrid nominations. The use of elements of different language systems is characterized as a monosemiotic level of hybridization. Another, polysemiotic level includes nominations consisting of elements belonging to heterogeneous sign systems, one of which is not linguistic. The language material excerpted from the lists of Kaliningrad trade establishments is described from the point of view of the levels and techniques of hybridization. As a result of the quantitative analysis, the authors conclude that the absolute majority of hybrid names includes English words and phrases in their original spelling. Less common methods of inventing hybrids are latinization of Russian words and cyrillization of English words, as well as the combination of multi-level elements of Russian and English within one nomination. The widespread tendency of lexemes’ syntactical agglutination is explained by the infl uence of Internet practices of continuous spelling of separate words. Among the polysemiotic names, the authors distinguish hybrids that combine verbal elements with digital and graphic ones. The nominations of a playful character are based on the use of the creative potential of various sign systems. The conclusion is made about the predominance of hybrid linguistic techniques in the names of Kaliningrad beauty industry enterprises, which is due to the desire of the nominators to distinguish their institutions from the rival environment, to arouse consumer interest and to extract the highest commercial profit.
Keywords: linguistic hybridization; hybrid nominations; linguistic landscape; emporonyms.

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-4-14-21
Yuwei Xu
Typological Study of Predicate of State Based on Th eir Semantic Features

The article is devoted to a controversial problem: the typology of predicates of state in the Russian language. The relevance of this work lies in the fact that it examines the criteria allowing to build a semantic classifi cation of such predicates, based on their syntactic analysis. Therefore, the purpose of the article is to specify the taxonomic types of predicates against the background of the meaning of the actualized semantic features inherent in these language units. In terms of the methodological basis of the study, the author relies on the hypothesis about the allocation of semantic features off ered by Olga Seliverstova and Tatiana Bulygina, as well as Dan Davidson’s ideas, allowing to distinguish predicates of state from other predicates. The research material is the texts with predicates of state extracted from the National Corpus of the Russian Language and Twitter. The studies and material taken into account by the authors prove that in modern Russian linguistics there has been a tendency to study the essence of predicates in a typological aspect. The novelty of the article lies in the use of the speech act model for describing predicates, taking into account the fact that predicates of state are determined by such semantic features as non-agentivity, phase, static character and quantifi ability, limited by temporal-spatial localization. Within this approach, the article concludes that the general grammatical meaning of the predicates of state is associated with the expression of a state in its broadest sense (the state of a person, animal, nature and environment, modal assessment of the subject’s state), denoting non-dynamism.
Keywords: typological study; predicates of state; semantic features; dynamism and static character; syntactic typology; model of a speech act.

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-4-22-30
Ekaterina N. Kulikovskaya
On Illocutionary Force of Performative Verbs in Russian Charms

The article continues author’s research on the performativity of Russian charms (zagovory), which is urgent due to the presence of methodological problems associated with the performative vocabulary in the genre of charm: fi rst of all, with the problems of this vocabulary’s selection. The analysis of the illocutionary force of charms and individual speech acts in the charms makes it possible to approach to criteria for distinguishing between performative and non-performative words in charms. The research is devoted to the illocutionary force of performative verbs in charms. Charms are analyzed as indirect speech acts. The theory of speech acts identifi es structural and semantic types of utterances, which are corresponding to a certain illocutionary force (explicit forms of requests, orders, etc.), although there is not strict symmetry between the illocutionary force and the verbal form. The acts of transferring the illocutionary force of one act through another are called indirect speech acts. The author discusses the relationship between the illocutionary force of charms and the performatives used in them (“I order, ask, exorcise, pray, summon”) and analyzes the cases of illocutionary multidirectionality of a charm speech act formed by a performative verb, and a charm containing this act. For example, the verbs of the act of request, used in a ritual-magical context, turn a request into a charm. Due to the involvement of charm material, it is possible to expand the explanation of the performative verb. In author’s analysis of performatives, not only speech acts, but some other acts are included, such as charm magic acts performed through speech: acts of physical impact on an object, for example, purifi cation or destruction, acts of ritual movement, acts od changes in the state of the object and its movement (“I wash up, trim, shoot, cut in two, whip, close, throw, scoop, wring, enclothe, tramp”). As a result of observation of the illocutionary characteristics of performative charm verbs, their classifi cation was built with the allocation of lexical-semantic groups.
Keywords: Russian performative verbs; illocutionary force; linguistic pragmatics; Russian charms.

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-4-31-37
Anastasia A. Moiseeva
Evaluative Adverbs as a Means of Anomaly Expressing

The article examines the role of evaluative adverbs in the formation of the semantics of deviation from the norm. Such well-known researchers as E. M. Wolf, Yu. D. Apresyan and N. D. Arutyunova defi ne norm and anomaly by opposing them as linguo-axiological categories. It is known that the norm is rather poorly represented in the language, in contrast to its antinomy. Violations of the usual course of events, something unusual and notfitting into a standard framework arouses more interest among native speakers and, accordingly, is discussed more oft en. Although category of assessment is well researched in many scholarly works in various areas of linguistics, including cultural linguistics, the theory of functional grammar, cognitive linguistics and others, the opposition ‘norm vs. anomaly’ remains poorly described. The relevance of this article, therefore, lies in the need for a more complete study of the means of expressing norms and anomalies in the Russian language. The author conceptualizes different approaches to the definition of the anomaly, paying particular attention to the specific means of expressing the anomaly at the lexical level, analyzes relations between the categories of assessment and intensity, as well as the ways of forming the seme of anomaly in the structure of adverbs’ lexical meaning. The specifi city of intensifi er adverbs’ expression, such as “overly”, “excessively”, “too much” is determined using examples of idioms and quotations from fictional texts, and the patterns of these adverbs’ lexical compatibility are also revealed in the article, as well as the expressive-evaluative possibilities of phraseological units. Presented results may contribute to the theory of the linguistic category of value.
Keywords: evaluation category; intensity; evaluative adverbs; norm; anomaly; semantics; phraseology.

LANGUAGE AND LITERATURE

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-4-38-46
Natalia V. Kareva , Evgeniy M. Matveev
Tropological Substitutions of a Personal Name in Russian Poetry of the 18th Century: Grigory Potemkin’s and Emelyan Pugachev’s Appellations in Panegyric and Invective

The article is devoted to the principles of tropological substitutions of a proper name in Russian poetry of the 18th century. As examples, the authors take various forms of the naming of two historical characters, Grigory Potemkin (1739–1791) and Emelyan Pugachev (1742– 1775), and analyze three types of tropological substitutions: antonomasia, impersonation, and paraphrase. Potemkin’s naming methods are diverse. The most common is calling the hero by his last name, sometimes with the addition of a title or military rank. The appearance of tropological substitutions — first of all, of the most diverse paraphrases — is associated with the glorifi cation of him as a commander, statesman and patron of the arts. Sometimes the very name “Potemkin” becomes antonomasia, meaning ‘formidable military leader’. The surname “Pugachev”, as well as the hypocoristic name “Emelka”, are oft en used in an extended metonymic sense: ‘Pugachev and his army’. The historical character himself is often referred to through periphrases and antonomasias, and only occasionally by his last name. In Sumarokov’s and Derzhavin’s works, Pugachev is compared with the famous impostors of the past – Razin, Otrepiev, Smerdis. Several appellatives used in poetic texts are also recorded in official documents of the 1770s, including Pugachev’s verdict. The presented material demonstrates that semantic rethinking of a personal name is associated with the assimilation of one character to another. The idea is realized in personifi cations, periphrases, and antonomasias. Tropological substitutions of personal names in Russian poetry of the 18th century allow the panegyric poetry to form an image of an ideal reality, and the invective poetry to realize the function of denunciation.
Keywords: 18th century; Russian poetry; Grigory Potemkin; Emelyan Pugachev; panegyric; invective; tropological substitutions; personal names.

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-4-47-54
Nadezhda A. Borodina
The Nomination of Jesus Christ in Ivan Bunin’s Poetic Heritage

The article attempts to analyze the linguistic means of Jesus Christ’s nominations in Ivan Bunin’s lyrics, to determine the role of the onyms in expressing poet’s intention. The author analyzes more than 30 onomastic units found in Bunin’s poetic texts from 1886 to 1953. The research is new, since Christian sacred names used by the poet to name the God-Man are explored for the fi rst time. When nominating Jesus Christ, Bunin relies on existing ideas about the Savior in Christology (for example, the Lamb, the Lord, the Bridegroom, the Son of Man, Alpha and Omega, Gladsome Radiance, etc.), on background knowledge about signifi cant events of His earthly life (for example, Crucified, Infant, Child, etc.), on moral characteristics attributed to Him (for example, Blessed, Most Pure, Humble, Lamentable, etc.). The sources of the theonyms are the texts of the New Testament, hagiography, and the Orthodox chants. The sacred names extracted from Bunin’s lyrical heritage are characterized from the point of view of their structure. The author distinguishes the simple onyms, represented by formations of diff erent nature, and compound onyms, represented by three models (“the noun + the adjective”, “the participle + the noun”, “the noun + the noun”). The name of Jesus Christ in Bunin’s poetry actualizes three motives: the motive of the divine child, the motive of suff ering and crucifi xion, the motive of resurrection.
Keywords: Ivan Bunin; poetry; poetic onomastics; proper noun; nomination; theonym; Jesus Christ.

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-4-55-64
Anna S. Faleeva
The Lexeme
Vesna as a Means of Figurative Representation of the Internal State of a Person
The article examines the semantic development of the word ‘vesna’ (spring) based on the material of dictionary interpretations and texts of the 19th century Russian poetry. The relevance of the research is due to its appeal to the problems of lexical semantics and insuffi ciently studied aspects of the Russian national (poetic) picture of the world. The purpose of the study is to trace the appearance and to fix the ‘the inner state of a person’ fi gurative metaphorical meaning of the ‘vesna’ lexeme. Based on the component analysis of defi nitions from 12 explanatory dictionaries of the 18th – 19th centuries and linguo-stylistic analysis of 270 poetic contexts of the 19th century, extracted from the poetic subcorpus of the National Corpus of the Russian language, a number of conclusions are drawn about the peculiarities of the semantics and functioning of the ‘vesna’ lexeme in Russian language. The author proves that in explanatory dictionaries the lexeme ‘vesna’ has from one to four meanings, and in most defi nitions there are semes of a) direct temporal meaning ‘transitional season’, and b) figurative metaphorical meaning ‘physical condition’ (youth) and/or ‘emotional state’ (time of flowering, spiritual uplift ). The novelty of the study lies in the fact that it describes a system of linguistic means, surrounded by which the lexeme ‘vesna’ acquires a metaphorical meaning of the ‘inner state of a person’, and that the article specifi es the signs of “spring in the soul” or “spring in the life” of a person: this is a happy (“golden”) state, it is temporary, transient, fleeting, elusive, but returnable. ‘Vesna’ in poetic texts is metaphorically conceptualized as “air” or “liquid” penetrating into the “container” of heart, soul or body. The results of the study may be of interest to both linguists and literary critics and can be taken into account in the course of further study of the lexical and semantic system of the Russian language.
Keywords: lexeme ‘vesna’ (spring); component-defi nition analysis; semantic development of the word; metaphorization; internal state; transitional state; Russian poetry of the 19th century.

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-4-65-72
Valerii A. Efremov
Сultural Memory and Precedent Phenomena: Fyodor Dostoevsky’s Case

The interdisciplinary phenomenon of cultural memory, which is relevant for a wide range of humanities, has not yet received an adequate method of linguistic research, although philologists and semeiologists (Jan Assman, A. Asman, Yuri Lotman and others) have developed a scholarly foundation for the research of this type of social memory. The author supposes that the main tool for the linguistic investigation of cultural memory is the theory of precedent phenomena, going back to the works of academician Yuri Karaulov and his followers. The article is based оn a theoretical description of modern concepts of cultural memory and precedents. It presents excerpts from the results of a linguo-sociological experiment conducted by a group of St. Petersburg philologists, the purpose of which is to analyze the intertextual thesaurus of Russian-speaking high school and university students. This article, presenting a small part of the experiment materials, gives an idea of what precedent phenomena from Dostoevsky’s works still persist in the linguistic consciousness of young Russians and what is the degree of preservation of the studied precedent phenomena. The experimental results are ambivalent: on the one hand, they reveal a good preservation of a number of precedent phenomena (first of all, those associated with the basic course of literature at high school: “Crime and Punishment”, Raskolnikov, “Whether I am a trembling creature or whether I have the right”). On the other hand, they convincingly prove the lack of formation of long-term memory about the deep content of the literary texts or the absence of individual and personal appropriation of Russian classical texts, which in some cases can lead to the quasi-precedence of certain fragments of cultural memory in the linguistic consciousness of a modern young Russian.
Keywords: cultural memory; precedent phenomena; Dostoevsky; linguo-sociological experiment.

METHODOLOGY

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-4-73-81
Elena I. Tselikova, Elena R. Iadrovskaya
Questions of Methods of Teaching Literature and New Relevance

The article examines the key tendencies of modern methods of teaching literature and explicates their “painful” points. The authors explain the crisis in literature teaching not only by the “decline” of the readers, but also by the confusion of reading strategies, the spread of such school reading practices that are alien to the perception of a literary text. The task of forming various types of functional literacy — communicative, everyday, legal, informational, — actively introduced nowadays into the literature class not only contradicts artistic perception, but also distorts the main goal of literary education: the literary development of students with its central “mechanism” — the analysis of the literary work. At the stage of analysis, complex analytical work with the text, the thoughtful practice of close reading is replaced by various types of this work’s management, largely associated with the unjustifi ed use of innovations. The authors note that negative tendencies are also being intensified because a large part of teachers have lost the idea of the content of the reading training, of the laws of literary evolution, of the specifi city of literary work analysis at school. A critical analysis of the dialogical situations of the lessons of literature has shown their dependence on the sociological, ethical problems of the past, not related to the present. Russian classics require a high tension of thoughts and feelings from the reader, but as it is proved in this article, modern readers tend to avoid complex works, topics and problems, preferring to escape into light text or virtual reality. The study is based on authors’ experience of working with the high school students, on their analysis of modern methodological literature, abstracts of lessons and websites created by the teachers of literature.
Keywords: literature teaching methodology; school literary education; reading; literary development; analysis of a text at school; technologies; literature lesson.

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-4-82-92
Olga A. Kazmina, Mariia V. Matveeva, Viktoriia V. Patanina
Training Students in Analytical and Synthetic Methods of Working with a Scientifi c Text in the Classes of Russian as a Foreign Language (on the Example of Writing Annotation, Abstract, Review)

The article studies the possibility of teaching foreign senior university students to write texts belonging to secondary genres, such as annotations, abstracts, reviews, in the class of Russian as a foreign language; the research is based on the material of the scientifi c texts related to students’ specialties. The main attention is focused on the problem of analytical and synthetic processing of primary texts with their linguistic and didactic potential. The relevance of teaching these skills and abilities is dictated not only by curricula, but also by the peculiarities of the digital age, where speed, brevity and unambiguity are highly valued. The purpose of the article is to describe the methods of writing and using of secondary texts of scientific genres as linguistic, didactic and methodological material that contributes to the students’ mastery of the linguistic means of the scientific style, the skills of creating their own scientifi c texts of various genres. As the material under study were selected articles of scientifi c and popular science genre on medicine, literary criticism and journalism. When drawing up tasks for working on texts, the authors were using the method of document’s analytical and syntactic processing. In order to realize linguistic and methodological potential of the texts related to students’ specialties, the authors have created different exercises intended to be done before reading, in the process of reading and aft er reading; these tasks correspond to B2 level of language training. The system of language and speech exercises based on the analysis of texts, which is part of the structure of the linguistic and didactic analysis of the secondary text, would help foreign students to form knowledge about the genre features of the scientific style and the structure of the annotation, abstract and review. The development of these skills occurs in the interconnection of all speech activities. Foreign students will develop skills of analyzing socially signifi cant problems and processes, of logical, semantic and argumentative analysis of the text, highlighting the main and secondary information, the ability to convey information verbally and in writing in accordance with a certain algorithm for folding information and transmitting it into the secondary text. The novelty of the work lies in the identification of the linguistic and methodological potential of scientifi c articles in the process of development of the language related to students’ specialties and the systematic study of secondary genres of scientifi c discourse.
Keywords: Russian as a foreign language; scientifi c text; secondary text; annotation; abstract; review.

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-4-93-100
Nam Hye Hyun, Olga S. Khrabrova
Use of Infographics in Linguoculturology Classes: Experience of Work in a Korean Audience

The article examines the role of linguocultural approach applied to teaching Russian as a foreign language and analyzes the potential of infographics as a teaching tool. The authors argue that the study of a language is, first of all, the study of the culture transmitted by this language, and, therefore, the inclusion of cultural elements in the educational material is relevant and important. The article focuses on the combination of vocabulary, grammar, linguistic and cultural material as a method that can help to form students’ fuller linguistic competence. In linguoculturology courses, the instructor should provide information on the culture of the country of the target language and involve students in a conversation on this topic. And infographics, being a polycode text, is optimal for this task, since they affect the visual channel, presenting complex data in a concise form, which contributes to the formation of students’ skills to lead a discussion and increases their interest in target language country. In addition, the article focuses on infographics as a basis for creating new exercises, depending on the lexical and grammatical context of the lesson. The authors share their practical experience of using infographics in linguocultural courses in a Korean audience and also off er some methodological recommendations on the use of infographics in teaching Russian as a foreign language. The article concludes that, in general, the use of infographics makes it possible to more effectively achieve the set goals and objectives.
Keywords: teaching in South Korea; linguocultural approach; infographics; polycode text; intercultural ability.

REVIEWS

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-4-101-103
Daria A. Shchukina, Tatiana B. Avlova
Review of the manual Dörnyei, Zoltán. Questionnaires in Second Language Research: Creation, Conduct, Processing

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-4-104-107
Galina V. Anufrieva
Review of the monograph: Kosykh, Elena A. «Tjudnaya butva», or Linguistics of Children’s Speech Work

CHRONICLE

Anniversaries of Nikolay Nekrasov and Fyodor Dostoevsky were celebrated with a conference at the Russian State Pedagogical University

Project «Russian Language in an Open Educational Space»

International Scholarly Conference «Relevant Issues of Modern Linguistics: Tikhonov Readings»

LANGUAGE AND CULTURE

DOI: 10.24412/1811-1629-2021-4-108-120
Evgeniia E. Anisimova, Tatiana K. Verenich, Irina V. Evseeva
Philology at the Siberian Federal University: the Present Creates the Future

The article analyzes the key directions of the development in philology (i.e. language and literature studies) at the Siberian Federal University, which was established in 2006. The philological achievements of the School of Philology and Language Communication scholars undoubtedly go back to research and traditions laid down by the scholars of Krasnoyarsk State University, which served as the base for the foundation of a federal university. The main emphasis in the article is made on the characterization of the current state of philological scholarship at the university, focused on solving theoretical and applied problems of linguistics and literary criticism. Linguistics at SibFU is aimed mostly at solving interdisciplinary problems of cognitive linguistics, sociolinguistics, psycholinguistics, linguoculturology, and discourse studies. Particular attention is paid to the problems of speech and language ecology. The university actively develops a new area of studies, the linguistics of informational psychological war. The area of interests of SibFU literary scholars is related to the problems of plot typology, literary canon, genre studies, sociology of literary evolution, regional studies, comparative studies of Russian and foreign (Western) literature. One of the most important directions of Krasnoyarsk scholars is their orientation towards linguistic and didactic activities, teaching Russian as a foreign language. In order to promote and popularize the Russian language and culture among foreign citizens in Russia and abroad, Russian Open Education Centre “Sibir.ru” was established at SibFU.
Keywords: philology; theoretical and applied linguistics; literary criticism; speech communication; linguoculturology; linguoecology; linguistics of information-psychological war; literary regionalism; Ivan Bunin studies; Russian as a foreign language.

See also in: