Мир русского слова. 2020. № 3

ОФИЦИАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Новости

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13005
Б. Ю. Норман
Актуальные проблемы синтаксиса речи и анализ по членам предложения
Теория членов предложения в русской лингвистике унаследована от античной философии. Она с трудом соответствует практике анализа синтаксической структуры предложения в школе и в университете. Сложные случаи синтаксического анализа требуют обновления лингвистической теории и выделения, наряду с синтаксисом языка, особой области исследования – синтаксиса речи.
Ключевые слова: член предложения, синтаксический анализ, внутренняя речь, синтаксические преобразования.

DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13011
К.А. Рогова
Неопределённо-личные предложения: контексты употребления
Неопределенно-личные предложения, активно используемые в текстах разных жанров, привлекают к себе внимание исследователей смысловой полнотой при отсутствии в их составе подлежащего, что определяет поиск средств его восполнения. Bнимание к структурным особенностям этого типа предложений для решения указанной задачи может быть расширено наблюдением за функционированием их в тексте, за их связями и отношениями с окружающими конструкциями, за участием в организации повествования. Данная статья представляет собой попытку обратиться к этой стороне существования неопределённо-личных предложений.
Ключевые слова: смысловая полнота неопределённо-личных предложений, референтная характеристика подлежащего-субъекта.

DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13016
И.А. Авдеева
Электронно-опосредованная коммуникация: степень её новизны
В статье дан экскурс в последние тенденции лингвистики и лингводидактики конца ХХ – начала ХХI века. На основе анализа научной и научно-методической литературы рассматриваtтся актуальная последнее время тема методики преподавания РКИ – новая «цифровая» коммуникация и новые форматы функционирующих в ней «цифровых» поликодовых текстов. На базе научных данных из области теории коммуникации, а также истории и современных исследований отечественной лингводидактики предпринята попытка обосновать не очевидность делаемых выводов и наметить перспективы дальнейшего серьезного изучения этой действительно новой и интересной области преподавания РКИ.
Ключевые слова: новая «цифровая» электронно-опосредованная коммуникация; современный язык Интернет-коммуникации; новые «цифровые» тексты; медиатексты; мультимодальность; поликодовость; интерактивность; вербальные и невербальные компоненты текстов.

DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13027
Ю.А. Маслова
Исследование языковой категоризации объектов на материале толкового словаря: к разработке методики
Статья посвящена вопросам исследования толкового словаря как источника данных о языковой категоризации объектов. В статье предлагаются возможные методы исследования словарных толкований, а также рассматриваются свойства толкового словаря, делающие его интересным объектом для прикладных и теоретических исследований.
Ключевые слова: категоризация; толковые словари; методика исследования.

КЦЛЬТУРА РЕЧИ

DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13032
В.А. Ефремов
Культура речи: взгляд из интернета
Статья посвящена анализу языковой рефлексии о культуре речи и языке, представленной в Рунете в виде «Расстрельного грамматического списка», который рассматривается не только как образец наивной лексикографии, но и как форма проявления речевой агрессии. В статье приводится богатый материал, демонстрирующий разнообразные формы наивного языкового сознания.
Ключевые слова: наивная лингвистика; наивная лексикография; культура речи; речевая агрессия.

DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13038
Я.В. Малькова
Мотивационное своеобразие лексики вражды в говорах Русского Севера
Статья посвящена изучению народных представлений о вражде через призму языковых данных. Исследование выполняется преимущественно на материале говоров Русского Севера. В ходе работы освещаются основные мотивационные линии, представленные в поле; осуществляется семантико-мотивационная реконструкция ряда лексем.
Ключевые слова: диалектная лексика; лексика эмоций; мотивология.

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ

DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13044
А.А. Злобин
Концепт ПУТЬ в языковой картине мира И.С. Шмелёва (на примере повести «Богомолье»)
В статье рассматриваются особенности лексической и текстовой репрезентации концепта путь в повести писателя русского зарубежья И.С. Шмелёва. Определена структура анализируемого концепта, охарактеризованы ядро, приядерная и периферийная зоны. Обнаружены семантические связи концепта путь со смысловыми компонентами других ключевых концептов русской языковой картины мира, таких, как грех и святость.
Ключевые слова: концепт; смысловое ядро; лексический дериват; И.С. Шмелёв.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА

DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13049
Д.А. Романов
На пути к пониманию текста русской классической литературы: «Словарь редких, забытых и непонятных слов романа Л.Н. Толстого «Война и мир»
Статья посвящена обзору подготовленного к печати «Словаря редких, забытых и непонятных слов романа Л. Н. Толстого “Война и мир”». Определяется место объяснительного словаря к художественному тексту в современной лексикографии и его специфика. Приводятся образцы словарных статей, отражающие различные типы лексических «темных мест» литературного произведения. Рассказывается о методе формирования словника и способах комментирующего толкования значений.
Ключевые слова: лексикография, художественный текст, значение, толкование, комментарий.

DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13057
А.А. Никитина
Функционально-семантическая специфика модального предактива нужно в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»
В статье рассматривается специфика функционирования модального предикатива нужно в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Выявляются особенности экспликации контекстуальных модальных значений данного предикатива, в том числе совмещенного значения необходимости/желательности, реализующегося в различных текстовых ситуациях.
Ключевые слова: модальность, модальная семантика, модальные значения необходимости и желательности, текстовая модальность, художественный текст.

DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13061
О. В. Мякшева
Лингвистика текста и философские проблемы герменевтики
В статье анализируется проблема получения «нового знания», которое, например в лингвистике, нередко соотносится с осмысленной в терминологии этой науки философской мыслью. Формирование в современной отечественной лингвистике интереса к дискурсу как совокупности внеязыковых условий реализации текста, введение в научный обиход понятия «конвоя» высказывания (Т.М. Николаева), интереса к роли адресата и адресанта в создании и восприятии текста представляется отражением изысканий философской герменевтики.
Ключевые слова: лингвистика текста, философские проблемы герменевтики, дискурс, фигуры адресата и адресанта.

DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13065
Д.А. Щукина
Фольклорно-мифологическая основа прозы Гузель Яхиной
В статье рассматриваются фольклорно-мифологические мотивы прозы Гузель Яхиной. Проводится анализ художественной структуры двух романов современной писательницы: «Зулейха открывает глаза» и «Дети мои». Выдвигается и обосновывается следующий тезис: кинематографичность и яркая образность прозы, национальный колорит, обращение к фольклору и мифологии актуализирует проблематику произведений, повествующих о жизни человека в трагические периоды отечественной истории.
Ключевые слова: художественный текст; фольклорно-мифологические мотивы; национальный колорит; сказка; кинематографичность прозы.

DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13070
Н.И. Павлова
Слово как граница: об особенностях мифологизма романа Г. Яхиной «Дети мои»
В статье предложен анализ романа Г. Яхиной «Дети мои» с точки зрения авторской трансформации мифологических универсалий времени и пространства по отношению к образу слова как онтологической категории, служащим источником актуализированных в тексте оппозиций свое/чужое, культура/идеология, живое/мертвое, истинное/ ложное. Показано то, как слово выполняет художественную функцию социокультурной границы между миром советской истории и прошлого немецких колонистов.
Ключевые слова: мифологизм; художественное пространство; хронотоп; граница.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13076
Л. П. Клобукова, Е. Н. Виноградова
Лингводидактические проблемы описания предлогов в нормативно-методических документах второго уровня общего владения русским языком как иностранным. Статья 2. Лексический минимум
В статье анализируются лингвометодические проблемы, возникающие при отборе лексико-семантических вариантов предлогов, включаемых в содержание обучения на Втором сертификационном уровне общего владения русским языком как иностранным (РКИ), рассматриваются вопросы их презентации в таком важном нормативно-методическом документе данного уровня, как Лексический минимум.
Ключевые слова: предлог; Второй уровень общего владения РКИ; Лексический минимум.

DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13084
Т. Ю. Игнатович, Ю. В. Биктимирова
Лингворегионоведение в преподавании русского языка как иностранного в рамках магистерской образовательной программы
Статья посвящена преподаванию в магистратуре студентам-иностранцам лингворегионоведения на основе лингвокультурологического подхода к содержанию и коммуникативного и социокультурного подхода в методике преподавания, что способствует повышению уровня лингвистической, коммуникативной и социокультурной компетенций учащихся.
Ключевые слова: РКИ; магистратура; лингворегионоведение; лингвокультурологический аспект.

DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13089
Л. В. Черепанова
Системно-деятельностный подход в обучении школьников созданию устного высказывания на свободную тему на уроках русского языка
В статье описаны результаты исследования состояния проблемы обучения школьников устным высказываниям на свободную тему. Определено авторское понимание системно-деятельностного подхода при обучении русскому языку. Показано, как системно-деятельностный подход позволяет выявить недостающие компоненты содержания обучения, конкретизировать их, определить пути интеграции знаний, умений, способов деятельности и выбрать оптимальные для достижения метапредметных и предметных результатов методы и технологии обучения.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход; обучение русскому языку; устное высказывание на свободную тему; содержание обучения.

DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13095
Е.С. Романичева
Текстовая деятельность как одно из условий успешной реализации метапредметного подхода к обучению
В статье показывается, при каких условиях в рамках метапредметного подхода реализуется обязательная текстовая деятельность. Автор обосновывает необходимость использования на уроках аутентичных текстов и утверждает, что работа с текстами на уроках всех предметов будет эффективной, если осуществляется в рамках стратегиального подхода к обучению чтению.
Ключевые слова: текстовая деятельность; метапредметный подход; аутентичные тексты; школьный библиотекарь; стратегиальный подход к обучению чтению.

DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13101
О.Е. Дроздова
Метапредметное обучение русскому языку: новый этап научно-методического обеспечения
В статье представлено научно-методическое обеспечение новой учебной дисциплины для студентов педагогических вузов – метапредметного обучения русскому языку. Описываются структура и содержание учебника данной дисциплины, а также перспективы введения такого курса в педагогические вузы. Даны примеры практических заданий из трех разделов учебника: «Что такое метапредметное обучение русскому языку», «Освоение системы работы с языком и речью в рамках разных школьных предметов (организация и содержание лингводидактического сопровождения общеобразовательных дисциплин)», «Лингвистические аспекты повышения мотивации обучения и воспитания в урочной и внеклассной деятельности».
Ключевые слова: метапредметное обучение русскому языку; учебник и практикум; будущие учителя разных предметов; лингводидактическое сопровождение уроков и внеклассных мероприятий.

ХРОНИКА

Межкафедральный словарный кабинет имени профессора Б.А. Ларина (к 60-летию основания)

РОССИЯ… НАРОДЫ, ЯЗЫКИ, КУЛЬТУРЫ

Русская филология в Дальневосточном федеральном университете: ключевые научные направления

См. также в:

OFFICIAL MATERIALS

News

LINGUISTIC REMARKS

DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13005
Boris Ju. Norman
Actual Problems of Speech Syntax and Parsing
The theory of sentence members in Russian linguistics is inherited from ancient philosophy. It hardly fits to the practice of analyzing the structure of sentences in schools and universities. Difficult cases of parsing require updating the linguistic theory and highlighting, along with the syntax of the language, a special area of research – the syntax of speech.
Ключевые слова: sentence member, parsing, inner speech, syntactic conversions.

DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13011
Kira A. Rogova
Indefinite-personal Sentences: Contexts of Use

Vaguely personal sentences, which are actively used in texts of different genres, attract the attention of researchers by their semantic completeness in the absence of a subject in their composition, which determines the search for means to fill it. Attention to the structural features of this type of sentence to solve this problem can be expanded by observing their functioning in the text, their connections and relationships with surrounding structures, and their participation in the organization of the narrative. This article is an attempt to address this aspect of the existence of vaguely personal sentences.
Ключевые слова: semantic completeness of vaguely personal sentences, reference characteristics of the subject-subject.

DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13016
Irina B. Avdeyeva
Electronic-mediated Communication: the Degree of its Novelty
The article provides an excursion into the latest trends in linguistics and linguodidactics of the late XX – early XXI century. Based on the analysis of scientific and methodological literature, the article considers the current topic of teaching methods of RCT-new «digital» communication and new formats of «digital» polycode texts functioning in it. On the basis of scientific data from the field of communication theory, as well as the history and modern research of Russian linguodidactics, an attempt is made to justify the non-obviousness of these conclusions and outline the prospects for further serious study of this really new and interesting field of teaching Russian linguistics.
Ключевые слова: new «digital» electronically mediated communication; modern language of Internet communication; new «digital» texts; media texts; multimodality; polycode; interactivity; verbal and non-verbal components of texts.

DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13005
Iuliia A. Maslova
The Research on the Language Categorization of Objects on the Material of the Explanatory Dictionary: to the Development of Analysis Methods
The research considers explanatory dictionaries as a source of information about the language categorization of objects. The article presents some methods of analysis of dictionary definitions and discusses the properties of an explanatory dictionary making it valuable material for applied and theoretical research.
Ключевые слова: categorization; explanatory dictionaries; analysis methods.

SPEECH CULTURE

DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13032
Valerii A. Efremov
Speech Culture: Internet Point of View
The aim of the article is to analyze the reflection of Russian language and speech culture represented on the Internet in so-called «Grammar kill list», which is analyzed not only as an example of folk lexicography but also as a form of verbal aggression. The article provides rich illustrative material demonstrating various forms of linguistic consciousness.
Ключевые слова: folk linguistics; naïve lexicography; speech culture; verbal aggression.

DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13038
Yana V. Malkova
Motivational Features of Vocabulary with the Meaning of Hostility Based on the Case of Russian North Dialects
The article presents the reconstruction of the folk mindset on the topic of hostility using linguistic data. The paper describes the main motivational models using the linguistic data on Russian North dialects as a sample. Additionally, the author conducts the semantic and motivational reconstruction of some words.
Ключевые слова: dialect lexis; lexical units for emotions; motivology.

LINGUOCULTURAL STUDIES

DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13044
Andrei A. Zlobin
The Concept Way in the Linguistic Picture of the World by I. S. Shmelev (on the Example of the Story «Bogomolye»)
The article examines the features of the lexical and textual representation of the concept way in the story of the writer of the Russian abroad I.S. Shmelev. The structure of the analyzed concept has been determined, the nucleus, nucleus and peripheral zones have been identified. Semantic connections of the concept way with the semantic components of other key concepts of the Russian linguistic picture of the world, such as sin and holiness, are revealed.
Ключевые слова: concept; semantic core; lexical derivative; I. S. Shmelev.

INTERACTION OF LANGUAGE AND LITERATURE

DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13049
Dmitry A. Romanov
On the Way to Understanding the Text of Russian Classical Literature: a «Dictionary of Rare, Forgotten and Incomplete Words of the Novel of Leo Tolstoy “War And Peace”»
The article is devoted to a review of the prepared for publication «Dictionary of rare, forgotten and incomprehensible words of the novel by L.N. Tolstoy “War and peace”». The place of an explanatory dictionary for a literary text in modern lexicography and its specificity are determined. Examples of dictionary entries reflecting various types of lexical «dark places» of a literary work are given. Describes the method of forming a vocabulary and ways of commenting on the interpretation of meanings.
Ключевые слова: lexicography, literary text, meaning, interpretation, commentary.

DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13057
Albina A. Nikitina
Functional and Semantic Specifics Of The Modal Predactive Nuzhno (Need) in the Novel “Anna Karenina” by L. N. Tolstoy
The article deals with the specifics of the modal predicative need in the novel «Anna Karenina» by L. N. Tolstoy. The article reveals the special aspects of explication of contextual modal meanings of this predicative, including the combined meaning of necessity/desirability implemented in various contexts.
Ключевые слова: modality, modal semantics, modal meanings of necessity and desirability, text modality, literary text.

DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13061
Olga V. Myaksheva
Text Linguistics and Philosophical Problems of Hermeneutics
The article analyzes the problem of obtaining «new knowledge», which, for example in linguistics, is often correlated with philosophical thought meaningful in the terminology of this science. The formation of interest in discourse as a set of extralinguistic conditions for the implementation of the text in modern domestic linguistics, introduction of the concept «convoy» of an utterance (T. M. Nikolaeva) into the scientific use, interest in the role of addressee and addressee in creating a text is seen as the reflection of philosophical hermeneutics research.
Ключевые слова: text linguistics, philosophical problems of hermeneutics, discourse, figures of addressee and addresser.

DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13065
Daria A. Shchukina
Folklore and Mythological Basis of Guzel Yakhina’s Prose
The article deals with folklore and mythological motifs of Guzel Yakhina’s prose works. The analysis of the artistic structure of two novels by this modern writer is being carried out: “Zuleikha Opens Her Eyes” and “My Children”. The following thesis is being put forward and justified: cinematographic nature and vivid imagery of prose, national color, appeal to folklore and mythology actualizes the problems of works that tell about human life in tragic periods of national history.
Ключевые слова: literary text; folklore and mythological motifs; national color; fairy tale; cinematographic nature of prose.

DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13070
Nadezhda I. Pavlova
The Word as a Border: about Features of Mythologism of G.Yakhina’s Novel “Children of Mine
The article offers an analysis of G. Yakhina’s novel «Childrenof mine» from the point of view of the author’s transformation of the mythological universals of time and space in relation to the image of the word as an ontological category that serves as a source of the oppositions of one’s own/another’s, culture/ideology, living/dead, true/false updated in the text. The article shows how the word fulfills the artistic function of the socio-cultural border between the world of Soviet history and the past of the German colonists.
Ключевые слова: mythologism; art space; chronotope; border.

RUSSIAN LANGUAGE TEACHING METHODOLOGY

DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13076
Ekaterina N. Vinogradova, Liubov P. Klobukova
Some Linguodidactic Problems of Prepositional Description in Standard Methodical Documents on B2 Level (Common Language) of Russian as a Foreign Language. Article 2. The Basic Dictionary
The article focuses on some linguistic and methodical problems arising while selecting lexicosemantic variants of the prepositions to be included into B2 level (common language) teaching content alongside with some moot points of prepositional presentation in such an important standard methodical document of this level, as the Basic dictionary
Ключевые слова: preposition; lexico-semantic variant; Russian as a foreign language tests; level B2; common language; Basic dictionary.

DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13084
Tatiana Yu. Ignatovich, Yulia V. Biktimirova
The Linguo-Regional Studies in Teaching Russian as a Foreign Language in the Framework of the Master’s Educational Program
The article is devoted to teaching foreign students of linguo-regional studies on the basis of a linguistic and cultural approach to the content and a communicative and socio-cultural approach to teaching methods, which contribute to improving the level of linguistic, communicative and socio-cultural competence of students.
Ключевые слова: Russian as a non-native language; master’s degree; linguo-regional studies; linguoculturological aspect.

DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13089
Larisa V. Cherepanova
The System-Activity Approachin Teaching Schoolchildren to Create an Oral Statement on a Free Topic in the Lessons of the Russian Language
In the article describes the results of the study of the problem of teaching schoolchildren oral statements on a free topic. The author’s understanding of the system-activity approach when learning Russian language has been defined. It is shown how the system-active approach allows to identify the missing components of the content of training, to specify them, to determine ways of integrating knowledge, skills, ways of activity and to choose the best methods and technologies for achieving meta-subject and substantive results.
Ключевые слова: the system-acting approach; Learning Russian; oral utterance on a free topic; Content training.

DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13095
Elena S. Romanicheva
Text Activities as One of the Conditions for the Successful Implementation of the Metapodismic Approach to Learning
The article shows under what conditions obligatory textual activity is realized within the framework of the metasubject approach. The author justifies the need to use authentic texts in the classroom and argues that working with texts in the lessons of all subjects will be effective if carried out within the framework of a strategic approach to teaching reading.
Ключевые слова: textual activity; metasubject approach; authentic texts; school librarian; strategic approach to teaching reading.

DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13101
Olga E. Drozdova
Meta-Subject Teaching of the Russian Language: a New Stage of Scientific and Methodological Support
The article presents the scientific and methodological support of a new academic discipline for students of pedagogical universities — meta-subject teaching of the Russian language. The structure and content of the textbook of this discipline, as well as the prospects for the introduction of such a course in pedagogical universities are described. Examples of practical tasks from three sections of the textbook are given: “What is meta-subject teaching of the Russian language”, “Mastering the system of working with language and speech in the framework of different school subjects (organization and content of linguodidactic support of general educational disciplines)”, “Linguistic aspects of increasing the motivation of teaching and upbringing in lesson and extracurricular activities.
Ключевые слова: meta-subject teaching of the Russian language; a textbook and practical guideline; future teachers of various subjects; linguodidactic support of lessons and extracurricular activities.

REVIEWS

60th Anniversary of the Interdepartmental Dictionary Cabinet named after Prof. B. A. Larin

RUSSIA… PEOPLES, LANGUAGES, CULTURES

Russian Philology at the Far Eastern Federal University: Key Research Areas